Не так важно, каким бизнесом вы владеете – небольшой кофейней в спальном районе или крупной компанией по производству оборудования для сельхозпроизводителей, товарный знак защищает ваш бренд от нарушений и дает возможность запрещать третьим лицам его несанкционированное использование. Но чтобы у вас появились права на ваше обозначение, даже если оно уникально и придумано вами, его необходимо зарегистрировать в Роспатенте.

Например, «Сбербанк» – зарегистрированный товарный знак. Использовать его может только компания «Сбербанк», которая является правообладателем. Если кто-то другой без разрешения начнет использовать это обозначение, он нарушит исключительное право компании-правообладателя, которая, в свою очередь, может подать иск и отсудить у нарушителя крупную сумму.

Важное пояснение: товарный знак действует в отношении выбранных видов деятельности (классов МКТУ). Например, вы оказываете услуги по монтажу крыш и зарегистрировали товарный знак «Карлсонъ». Подобное название может зарегистрировать компания, которая производит квадрокоптеры, но только в другом классе МКТУ.

Что такое товарный знак?

Товарный знак — это юридически правильное название для того, что обычно называют «брендом» или «логотипом». Это обозначение, которое компании и предприниматели используют в своей ежедневной коммерческой деятельности и на которое направлены их маркетинговые и рекламные усилия. Это может быть слово, словосочетание, изображение, комбинация из слов и картинок и даже оригинальная объемная форма товара или запоминающаяся мелодия. Главное, чтобы этот товарный знак помогал потребителю точно ассоциировать конкретные товары и услуги с источником их происхождения, то есть с определенной компанией.

Например, название «Копыта и рога» можно зарегистрировать как словесный товарный знак. Логотип с копытами и рогами — это изобразительный товарный знак. А изображение копыт и рогов плюс их словесное выражение – комбинированный товарный знак.

Нужно ли регистрировать товарные знаки?

Регистрация товарного знака фирмы — это право, а не обязанность предпринимателя. И все же в этом праве есть существенный подводный камень. Представьте: вы вкладываете значительные денежные средства в создание и раскрутку своего незарегистрированного бренда, и товары замечательного качества начинают пользоваться спросом. Без государственной регистрации используемое обозначение довольно уязвимо и может одновременно использоваться несколькими предпринимателями. Ваш предприимчивый конкурент начинает продавать такие же товары и «снимает все сливки». А если он зарегистрирует товарный знак с таким же или подобным логотипом — вы вообще теряете право работы на рынке под этим товарный знаком. Тот же недобросовестный предприниматель, а другими словами – патентный тролль –  может подать на вас в суд, который может обязать вас выплатить троллю компенсацию. Это справедливо?

Зачем это нужно?

Таким образом, первый, кто регистрирует товарный знак, становится его единственным правообладателем и получает ряд важных преимуществ, то есть имеет право:

  • Запретить конкурентам использование своего бренда, включая ввоз товаров, маркированных данным обозначением, через границу.
  • Разрешать работать под своим брендом и взимать за это плату.
  • Подать в суд и получить компенсацию до 5 млн. руб., если кто-то другой нарушает права правообладателя. Отстоять свои права на незарегистрированное фирменное обозначение непросто или вовсе невозможно. Это очень печально, если в «создание и раскрутку» были вложены значительные средства. Поэтому компании регистрируют товарные знаки, чтобы конкуренты не могли их использовать.
  • Маркировать товары символом ® или словосочетанием «товарный знак», который может ставить только владелец.

Где еще нужен товарный знак?

  • Для выхода на маркетплейсы. Работать можно также под незарегистрированым названием и логотипом, но раскрученный бренд могут легко «увести» конкуренты.
  • Для запуска франшизы. Без зарегистрированного товарного знака продажа франшизы невозможна.
  • Для расширения активов. Зарегистрированный товарный знак ставится на баланс, становится нематериальным активом. Стоимость компании растет, что привлекает инвесторов. Под залог товарного знака можно взять кредит. Кроме того, начисляется амортизация, тем самым уменьшается налог на прибыль.  
  • Для регистрации доменного имени. Только владелец товарного знака, зарегистрированного ранее, может регистрировать домен с таким же именем.

Другие интересные преимущества

  • Если компания вложилась в регистрацию товарного знака, значит, она планирует оставаться на рынке долго. Это говорит о серьезности намерений и повышает лояльность потребителей.
  • После регистрации товарного знака повышается цена вашего бизнеса. Если вы решите в какой-то момент переключиться на другую сферу — сможете его выгодно продать.
  • Репутация фирмы находится под защитой закона — никто не сможет «подставить» вас предложением некачественных товаров или услуг. А если это произойдет — виновник выплатит штрафы и неустойки.

На примерах

Компания из Южной Кореи, которая имела интеллектуальные права на название и персонажей мультфильма «Робокар Поли» подала в суд на торговую сеть в Нижнем Новгороде, которая продавала игрушки с известными персонажами из мультсериала. Суд обязал виновника выплатить правообладателю компенсацию 500 000 руб.

Воронежская таможня запретила ввоз в РФ партии самокатов с надписью «SWAN». Товары изъяли по иску правообладателя, обязали импортера выплатить потерпевшей стороне компенсацию 1,1 млн. руб.

Фирма зарегистрировала права на лого с названием «Летняя набережная». На сайте Ozon продавались картины по номерам с таким же названием и подобным логотипом. Суд обязал селлера уничтожить контрафакт и выплатить правообладателю компенсацию.

Индивидуальный предприниматель получил 2,5 млн. рублей от ООО через суд — компания продала ему франшизу с незарегистрированным товарным знаком.

Правообладатель товарного знака Boom Case потребовал удалить из сети ресурс http://boomcase.ru. Суд обязал ответчика выполнить это требование и выплатить правообладателю компенсацию.

В 2021 году известный патентный тролль с целью заработка зарегистрировал бренд «Командор», а затем подал в суд на ООО «Торговая сеть Командор», которой пришлось выплатить истцу компенсацию в 20 млн. руб.

Как и где зарегистрировать товарный знак?

Регистрация названия и логотипа проводится в подведомственном Роспатенту Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС).

Регистрация товарных знаков разрешена ИП или юридическим лицам. Летом 2023 года разрешение распространится также на самозанятых. Если знак не используется в течение 3 лет — любой предприниматель может добиться его аннулирования через суд, а затем зарегистрировать на себя.

Процесс регистрации обозначения в Роспатенте строго регламентирован. Вы можете самостоятельно подготовить и подать заявку в ведомство либо воспользоваться услугами профессиональных патентных поверенных. Второй вариант предпочтительнее в том случае, если вы хотите сэкономить ваши время и деньги (в патентных бюро заявителям предоставляется скидка 30% на пошлины за электронную подачу заявки).

Если в нескольких предложениях представить процедуру регистрациии, то она проводится в выбранных классах МКТУ в два этапа:

  • Этап 1 — формальная экспертиза. Роспатент проверяет документы, заявочные материалы, уплату пошлин.
  • Этап 2 — экспертиза по существу. Проверяется возможность правовой охраны товарного знака, выносится решение о возможности регистрации или направляется предварительный отказ согласно ст. 1483 ГК РФ. В случае его получения патентный поверенный должен подготовить аргументированный ответ, чтобы убедить специалистов Роспатента в возможности регистрации.

Фото предоставлено Patentus

Полученное свидетельство на товарный знак действует только на территории РФ в течение 10 лет, после чего товарный знак можно продлевать на такой же срок неограниченное количество раз.

Таким образом, зарегистрированный – то есть защищенный – товарный знак дает бизнесу массу преимуществ и открывает новые возможности по масштабированию и выходу на новые рынки.

Как правильно подготовить заявку на регистрацию товарного знака и не получить через год отказ в его регистрации? Для чего необходима проверка по закрытым базам товарных знаков? Спросите эксперта.