Объем российского фармрынка должен к 2030 году достичь 3,7 трлн. рублей, а доля российских препаратов на нем – 42,6%, следует из обновленных параметров стратегии развития фармпрома «Фарма-2030». Стратегия представлена членам рабочей группы «регуляторной гильотины» в сфере фармацевтики и медизделий и согласована со всеми профильными ведомствами, говорят источники «Коммерсанта».
В новой стратегии Минпромторг обозначил семь показателей развития отрасли. Например, объем фармацевтического рынка должен вырасти с 2,2 трлн рублей в 2022 году до 3,7 трлн к 2030 году, доля российских препаратов – с 35,9% до 42,6%. Министерство предлагает учитывать и рост экспорта – с $1,26 до $3,4 млрд. В стратегии прописан и названный еще в 2021 году параметр: доля препаратов, которые производятся по полному циклу и входят в перечень стратегически важных, должна увеличиться с 67% в 2022 году до 80%.
Прежняя стратегия развития фарммедпрома была рассчитана до 2020 года. Планы стратегии до 2030 года менее амбициозные, чем прописанные в прошлой стратегии. Доля отечественных лекарств в общем объеме потребления должна была достигнуть 50% к 2020 году, а эта же доля среди стратегически значимых – 90%.
Тем не менее в Минпромторге довольны результатами закончившейся программы: производство лекарств с 2009 по 2022 год выросло на 533,3% – с 96 млрд. до 607,9 млрд. рублей. Доля производимых в РФ препаратов увеличилась за этот же срок с 24% до 36% в денежном выражении. Удалось привлечь в отрасль более 80 млрд. рублей иностранных инвестиций.
Конкретных мер стимулирования развития отрасли Минпромторг не предлагает. В ведомстве отмечают необходимость совершенствования обращения лекарств, доступа к фармрынку, ценообразования и обеспечения сбыта продукции. Указывают в министерстве на потребность в «регуляторной гармонизации», создании общей инфраструктуры и систем общего пользования, а также в «декомпозиции задач для смежных отраслей промышленности» и контроле лекарственных средств.
Указывают в ведомстве и на «слабые стороны» фармацевтики. В их числе – отсутствие методики расчета потребностей системы здравоохранения в препаратах, критическая зависимость от импорта сырья, ингредиентов и средств производства, недостаточная гармонизация регулирования в сфере разработки и регистрации лекарств с крупными фармацевтическими рынками, наличие административных барьеров при проведении клинических исследований и регистрации препаратов на зарубежных рынках.
Мешает развитию рынка также отсутствие эффекта масштаба – небольшие размеры российских фармацевтических компаний, отсутствие экосистемы по разработке и коммерциализации препаратов, в том числе слабость венчурного и фондового рынков, пассивность фармацевтического бизнеса в сфере инновационных разработок для собственных портфелей, приверженность к партнерству с зарубежными производителями и несовершенство правоприменительной практики в области патентования лекарств.
Источник Vademec.ru