С 29 мая 2023 года п. 3 ст. 1483 ГК в новой редакции запрещает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые могут ввести в заблуждение потребителей не только относительно товара и его изготовителя, но еще и о месте изготовления товара. Изменения коснулись и п. 2 ст. 1488 ГК, и теперь Роспатент может отказать в регистрации отчуждения исключительного права на товарный знак, если это введет в заблуждение потребителя о месте изготовления товара. Перечисленные нововведения будут применяться только к тем заявкам, которые подадут после 29 мая 2023 года, — аннулировать ранее зарегистрированные товарные знаки на новых основаниях нельзя. Об этом сообщило Право.ru и попросило юристов высказать свое мнение.

Юристы рассказали, что раньше обсуждаемые ограничения носили рекомендательный характер, были закреплены в подзаконных актах и рассматривались как «введение потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара», но такие рекомендации не всегда работали. По словам экспертов, некоторые предприниматели намеренно регистрировали и использовали товарные знаки, которые вызывали в сознании потребителей ложные ассоциации с местом происхождения товара. В практике одной юридической компании был случай, когда российская фармкомпания целенаправленно писала название препарата на немецком языке, и покупатели думали, что приобретают иностранное лекарство. 

В тоже время сейчас есть практика предоставлять правовую охрану товарным знакам, включающим в себя названия городов, которые не соответствуют месту нахождения автора заявки или производителя товаров. Такие обозначения признаются фантазийными и получают правовую охрану либо при рассмотрении заявки в Роспатенте, либо через решение Суда по интеллектуальным правам (например, дело № СИП-891/2020).

Вступающее в силу изменение, вероятно, увеличит количество отказов в регистрации таких обозначений и число судебных споров по обжалованию подобных решений Роспатента, полагает эксперт. Юристы отмечают, что множество географических названий в России имеют фантазийный характер, особенно это относится к названиям малых населенных пунктов и деревень. Заявитель, придумав товарный знак, не всегда может предположить, что его обозначение — это географическое название. 

Сейчас, если обозначение или его элемент содержит топоним, который воспринимается фантазийным для заявленных товаров или услуг, регистрация все же возможна, подчеркивает Алексей Самыгин, юрист Национального центра интеллектуального капитала.  Он приводит пример: «Словесный элемент Acapulco может быть фантазийным для бухгалтерских услуг — российский потребитель практически не связывает мексиканский город и бухгалтерию». 

Из-за обсуждаемого нововведения возникнут очевидные сложности, как при покупке таких товарных знаков, так и при распоряжении таким правом. Придется доказывать наличие производственных взаимосвязей с географическим объектом и подтверждать их документально, утверждает Наталья Наумова, ведущий эксперт Patentus, патентный поверенный

Не стоит забывать о добросовестных производителях, которые находятся в одной географической точке, а производство, как правило, для оптимизации, переносят в другой регион или другую страну, замечает Алина Сироткина, старший юрист Versus .legal. Очевидно, что на практике при таком сценарии у заявленных на регистрацию обозначений заведомо будут проблемы, констатирует эксперт: «Либо из-за несоответствия с местом нахождения изготовителя, либо из-за несоответствия с местом производства». 

Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ»

Источник: Право.ru

Процесс выбора названия товарного знака, а соответственно, его регистрация усложняется! Без помощи патентного поверенного пройти этот процесс будет сложно. При этом начинать работать с экспертами необходимо на стадии разработки названия.