Республика Тыва зарегистрировала первый региональный бренд — тувинский игил. Свидетельство об исключительном праве на географическое указание № 342/1 и регистрации тувинского игила в реестре Роспатента выдано ГБУ «Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел им. К.Б.Ондара» 27 июня 2024 года.
Об этом сообщает Тува-Онлайн со ссылкой на информацию Министерства культуры Тувы, отметившего важность данного события в преддверии Дня Хоомея в Республике Тыва.
Отметим, что вопросы региональных брендов, их защиты от подделок поднимались в Совете Федерации с 2019 года.
Представители регионов отмечали, что зачастую вологодское масло выпускается в других регионах под брендом «вологодское масло», или тот же «адыгейский сыр» может производиться в Москве.
Благодаря поддержке Совета Федерации и Минэкономразвития России 27 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 230-ФЗ от 26 июля 2019 года, в соответствии с которым в Гражданском кодексе РФ появился новый объект интеллектуальных прав – географическое указание. 10 декабря 2020 г. Роспатент зарегистрировал первое в истории России географическое указание.
В феврале 2023 года Роспатент организовал в Совете Федерации встречу с сенаторами, на которой было отмечено, что с 2020 года в России зарегистрировано 305 региональных брендов – это ремесла, продукты питания, минеральные воды, алкогольные и безалкогольные напитки, национальные костюмы и даже музыкальные инструменты. Все они стали визитными карточками своих регионов, перерастают в рентабельный бизнес, создают рабочие места, помогают развивать туризм, повышают инвестиционную привлекательность, увеличивают поступления в бюджет.
В числе зарегистрированных региональных брендов:
Республика Коми — воркутинская оленина;
Карачаево-Черкессия — Урочище Долины Нарзанов, Карачаевская баранина;
Калмыкия — Калмыцкая домбра;
Республика Алтай — Мёд Горного Алтая, Горно-Алтайский марал;
Красноярский край — Таймырский сиг;
Астраханская область — Астраханские арбузы, Астраханские томаты, Астраханская вобла, Астраханский верблюд, Астраханская осетровая икра, Астраханская томатная паста;
Челябинская область — Коелгинский мрамор, Златоустовская гравюра на стали, Уфалейский мрамор, Кусинское литье, Каслинское литье, Минеральная вода «Карагайский бор» и т.д.
Были названы более 10 регионов, в которых не было зарегистрировано ни одного регионального бренда,в том числе в Республике Тыва. Была достигнута договоренность о выездном семинаре в Кызыле для предприятий и организаций Тувы по деталям проработки регистрации регионального бренда, типичным ошибкам, которые допускают отдельные заявители.
Заявка Центра тувинской традиционной культуры и ремесел была проработана с Роспатентом в течение года и теперь есть результат — регистрация первого регионального бренда. И им стал тувинский игил!
Отметим, что значение игила уже подчеркивалось государственными решениями — Указом Главы Тувы Шолбана Кара-оола 2009 год был объявлен в Республике Тыва Годом Игила. Одному из главных духовных символов жизни кочевника центра Азии — народному инструменту Игилу — был придан особый статус «Достояния культурно-исторического наследия Республики Тыва». На торжественной церемонии закрытия года был обнародован Указ «Об игиле», закрепляющий этот новый статус легендарного музыкального инструмента.
Для справки:
Географическое указание — обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара (ст. 1516 ГК РФ);
Наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара (ст. 1516 ГК РФ)
Источник: news.myseldon.com