Роспатент зарегистрировал новый региональный бренд «Башкирский палас» («Аҫалы балаҫ»), сообщила сенатор от республики Лилия Гумерова. Это третий бренд Башкирии со статусом географического указания, ранее были зарегистрированы «Мансуровский гранит» и «Башкирская пуховая шаль». Всего в республике десять зарегистрированных региональных брендов.

«В настоящее время в реестре зарегистрировано 369 уникальных товаров субъектов РФ. Региональный бренд — это визитная карточка региона, а также мощный инструмент экономического развития страны», — сказала Гумерова.

Согласно данным Роспатента, заявка на регистрацию географического указания «Башкирский палас» была подана в декабре 2023 года. В феврале 2025 года оно было зарегистрировано. В описании бренда говорится, что аҫалы балаҫ представляет собой безворсовый узорный ковер, сотканный вручную из овечьей и козьей шерсти, а его изготовление является одним из главных видов народного искусства региона.

В документе о регистрации бренда также подробно указаны особенности башкирских паласов и их изготовления. В частности отмечается, что технология производства паласа в районах Башкирии является общей, но в каждом из них есть свои узоры, свойственные только этому району, что делает их уникальными и узнаваемыми. При правильном уходе тяжелые и плотные башкирские паласы служат 50 лет и более.

В июле 2024 года Роспатент зарегистрировал право географического указания башкирской пуховой шали («Дебет шәл»). Бренд «Мансуровский гранит» был зарегистрирован в 2023 году. Как писал РБК Уфа, в начале прошлого года в Роспатенте на рассмотрении находилось четыре заявки на государственную регистрацию географического указания от республики — на башкирское мороженое, костюмы, шали и ковры.

Старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Мельникова отметила, что объект интеллектуальной собственности «географическое указание» появился в законодательстве только в 2020 году с целью упростить процедуру защиты интеллектуальных прав.

«Такое брендирование повышает узнаваемость и привлекательность региональных товаров. Это важно как для торговли на отечественном рынке, так и для продвижения за рубежом. Стоит также отметить, что пользоваться брендом с географическим указанием могут сразу многие производители, удовлетворяющие критериям защиты интеллектуальных прав. Таким образом, высокие стандарты каждого из производителей поддерживают хорошую репутацию и укрепляют бренд, а также повышают лояльность покупателей. Однако, если среди продавцов будут появляться недобросовестные, это может привести к обратному эффекту. Поэтому важно осуществлять строгую проверку компаний, претендующих на использование знака охраны», — говорит эксперт.

Географическое указание — самостоятельный объект интеллектуального права. Это обозначение, которое идентифицирует происходящий с определенной территории товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на его характеристики.

Фото: Лилия Гумерова / t.me

Источник: РБК