Проблемам выполнения нового законодательства об обязательных отчислениях за распространение рекламы в Интернете, вступившего в действие с 1 апреля 2025 года, была посвящена секция, прошедшая 10 апреля в рамках XVI Всероссийского форума деловых СМИ. Ее провела главный редактор газеты «Экономика и жизнь»,заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникацийТатьяна Иванова.
По оценке ведущей, главная проблема в исполнении нового законодательства заключается в отсутствии подзаконных актов, определяющих порядок его выполнения. По словам Татьяны Ивановой, рынок замер, поскольку их нет. Также одним из важнейших вопросов остается вопрос о том, как получатель субсидий будет освобождаться от выплат, сказала она.
Михаил Хохолков, медиаюрист, автор телеграм-канала «Медиаправо», участвовавший в сессии онлайн, изложил своё видение проблемы, рассказав о порядке и сроках уплаты сбора, который составляет 3 процента от стоимости услуг за распространение рекламы в интернете. Эксперт рассказал о том, когда следует платить сбор, и как выплаты должны распределяться по кварталам, как формируется сбор. Он так же сообщил, какие институты освобождаются от сбора, в частности, вещатели телеканалов, радиоканалы, информационные агентства и общероссийские телеканалы, учредителями которых выступают государственные и муниципальные органы.
Участвовавший в дискуссии Дмитрий Григорьев, директор юридического департамента Европейской медиагруппы, обратил внимание на запутанность статуса информационного агентства, который может трактоваться самым разнообразным образом вплоть до того, что любой блогер может зарегистрировать себя в качестве информационного агентства. В целом он призвал участников медиарынка не паниковать, а дождаться того, как закон будет выполняться на практике.
Юрист практики интеллектуальной собственности и цифрового права SEAMLESS Legal (ex-CMS Russia) Алиса Михеева подчеркнула важность правового разграничения прав рекламы и информации и сообщила, что социальная реклама также подлежит маркировке. Она привела примеры случаев, когда публикации в СМИ подлежат наказаниям, если текст о той или иной проблеме подает её исключительно в положительном ключе.
Старший налоговый консультант компании Tax Compliance Анастасия Аржанова разъяснила, что означает понятие «парафискализация» или околофискальный платеж, который оперируется неналоговыми органами. Она подробно рассказала о том, как определяется ответственность за неуплату налогового сбора, проявляющаяся в штрафах или уголовной ответственности. По её словам, в исполнении нового законодательства предстоит из хаоса создать порядок, а для этого, как она выразилась, «применить постановление правительства внутри себя, чтобы определить учетную политику». Она выразила надежду на то, что Роскомнадзор «нам поможет» и практика все расставит на свои места.
Подводя итог состоявшейся дискуссии, Татьяна Иванова высказала мнение о том, что в интересах бюджета было бы лучше, если бы рекламодатель платил сбор сам, как это делалось в 1990-е годы. По её словам, сложно в турбулентной ситуации принимать решения, но мы ожидаем, что явные шероховатости будут исключены из законодательства.
Отсутствие определенности создает выгодные условия для некоторых участников медиа-рынка, а нам остается формировать правоприменительную практику, отметила Татьяна Иванова.
Пресс-служба ТПП РФ, П. Черёмушкин
Источник: ТПП РФ