Товарный знак компании необходим для маркировки товаров и выделения из массы похожих предложений. Например, молоко с товарным знаком «Веселый молочник» знают все, а незарегистрированный «Белый цвет» не пользуется спросом.

Можно ли работать без регистрации товарного знака?

Регистрация товарного знака фирмы — это право, а не обязанность предпринимателя. И все же в этом праве есть существенный подводный камень. Представьте: вы вкладываете значительные денежные средства в создание и раскрутку своего незарегистрированного товарного знака, и товары замечательного качества начинают пользоваться спросом.

Без государственной регистрации используемое обозначение довольно уязвимо и может одновременно использоваться несколькими предпринимателями. Ваш предприимчивый конкурент начинает продавать такие же товары и «снимает все сливки». Предприимчивым конкурентом может стать ваш бывший сотрудник или соучредитель. А если они зарегистрирует товарный знак с таким же или подобным наименованием и логотипом — вы вообще теряете право работы на рынке под этим товарный знаком. Также нечистоплотный предприниматель может подать на вас в суд, который обязательно назначит штраф или заставит выплатить неустойку. Это справедливо? 

Но отстоять свои права на незарегистрированное фирменное обозначение непросто или вовсе невозможно. Это очень печально, если в «раскрутку» были вложены значительные средства. Поэтому компании регистрируют товарные знаки, чтобы конкуренты не могли их использовать. 

Важный нюанс 

Товарный знак действует в отношении выбранных видов деятельности (классов МКТУ). Например, вы оказываете услуги по монтажу крыш и зарегистрировали товарный знак «Карлсонъ». Подобное название может зарегистрировать компания, которая производит квадрокоптеры, но только в другом классе МКТУ.

Другие интересные преимущества

  • Если компания вложилась в регистрацию товарного знака, значит, она планирует оставаться на рынке долго. Это говорит о серьезности намерений и повышает лояльность потребителей. 
  • После регистрации товарного знака повышается цена вашего бизнеса. Если вы решите в какой-то момент переключиться на другую сферу — сможете его выгодно продать.
  • Репутация фирмы находится под защитой закона — никто не сможет «подставить» вас предложением некачественных товаров или услуг. А если это произойдет — виновник выплатит штрафы и неустойки.

Взвесьте все весомые «За» и единственный аргумент «Против» — стоимость регистрации товарного знака. Это вложение в копилку процветания вашего бизнеса! Такие вложения необходимо закладывать в бизнес-план проекта и регистрировать товарный знак до вывода продукта на рынок. Если товарный знак не зарегистрирован, нельзя устраивать презентацию товара на выставке. Для того, чтобы понятие «выставочный образец» имело силу, законодатели должны еще предусмотреть ряд мер.

Ряд компаний это очень хорошо понимают и представляют новинки на выставках только после регистрации товарного знака (наименования и логотипа) и этикетки в качестве товарного знака. Кроме того, экспонентам следуют позаботиться о патентовании полезных моделей и промышленных образцов перед выставками и поставками за рубеж.

Поделюсь своим наблюдением. 21 марта 2023 года в Москве проходила встреча предпринимателей -экспортеров с представителями Московского правительства, ФТС, Российского и Московского экспортных центров, банков.

После выступления представителя Федеральной таможенной службы России (ФТС) попросил микрофон один из участников мероприятия. Он рассказал о том, как лишился прав на свое изобретение. Компания создала печатный станок, но заявку на патентование своевременно не подала. Но при этом был заключен экспортный контракт. По требованию ФТС техническая документация была передана в таможню. Каким образом произошла утечка информации не известно. Но она произошла и уже другая компания подала заявку на патентование этого печатного станка. Таким образом, в очередной раз сработало наше русское «авось». Вывод один: вопросы оформления интеллектуальных прав нельзя откладывать «на потом».          

Как закрепить за собой права на результаты интеллектуальной собственности – товарные знаки, патенты?