Товарный знак выделяет товар, услугу или компанию на рынке. Это своего рода визитная карточка, по которой потребители идентифицируют тот или иной бренд. Например, если вы слышите «Яндекс», «Лукойл» или «Бабаевский», то сразу понимаете, о какой компании или каком продукте идет речь. Указанные обозначения и есть товарные знаки.

С какой целью регистрируют товарные знаки:

— Для повышения известности товара или услуги;

— С целью занять более высокие позиции в конкурентной борьбе, выделяя свои товарные знаки среди продукции или услуг компаний-конкурентов;

— Для того, чтобы расширить бизнес (выдать франшизу, лицензию и т.д.) или же повысить ценность компании;

— Для гарантии качества товаров и услуг, что важно для потребителей.

Причины для регистрации прав на товарный знак могут быть и иными, однако главным мотивом все равно остается необходимость индивидуализации своего бренда, чтобы повысить его узнаваемость среди целевой аудитории и, тем самым, увеличить объемы продаж и свою прибыль.

Виды товарных знаков

В зависимости от аспекта товарные знаки бывают нескольких видов:

•          Индивидуальные

Права на такой знак принадлежат только одному правообладателю – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В этом случае только правообладатель решает, каким образом использовать свой знак – самому, передавать другим лицам, выдавать франшизы или лицензии, отчуждать и т.д. Большинство товарных знаков, регистрируемых в России – индивидуальные.

•          Коллективные

Знаки, правообладателями которых являются объединения предпринимателей или компаний. Входящие в состав такого объединения компании или ИП оказывают услуги или производят товары, которые обладают едиными характеристиками. Коллективные знаки имеют свою специфику – ими нельзя распоряжаться (отчуждать, лицензировать и т.д.), при этом каждый из участников объединения имеет право регистрировать на себя другие знаки. Однако, на сегодняшний день, несмотря на все преимущества использования коллективных товарных знаков количество регистрируемых обозначений весьма скромное в первую очередь в связи с тем, что к таким обозначениям предъявляются дополнительные требований на стадии регистрации.

В зависимости от внешнего вида выделяют также несколько видов товарных знаков:

  1. Словесные

К этой группе знаков относятся любые виды словесных единиц: предложения, словосочетания, слова и др. Это самая популярная группа знаков: cловесные знаки не сопровождаются каким-либо графическим элементом.

Можно зарегистрировать как словесный знак:

• название организации («Росатом»);

• название продукта/товара («Творобушки»);

• слоган («Найдется все», «Управляй мечтой», «Россия – щедрая душа»).

Большинство крупных российских компаний и корпораций имеют словесные товарные знаки: «СБЕР» (ПАО «СБЕРБАНК»), «Газпром» (ОАО «Газпром»), «Яндекс» (ООО «Яндекс») и многие другие.

  • Изобразительные

Изобразительные товарные знаки представляют собой графическое изображение, в качестве которого могут выступать, по сути, любые «картинки» без текста: изображения персонажей мультфильмов, животных, людей, фигур, различных природных явлений или объектов. Изображения могут быть как реалистичными, так и фантазийными, абстрактными. Логотип – пример изобразительного товарного знака.

В качестве изобразительных товарных знаков зарегистрированы очень многие персонажи известных детских мультфильмов, например, персонаж Маша из мультфильма «Маша и Медведь», все персонажи мультфильма «Смешарики» и т.д.

  • Объемные

К этой категории относятся трехмерные фигуры и другие объемные обозначения. Так, например, производители духов, элитного алкоголя и др. регистрируют оригинальные формы упаковок или самих товаров: флаконы, банки, коробки, бутылки и т.д. Одним из наиболее известных зарегистрированных объемных знаков является флакон духов CHANEL.

  • Цветовые

К данной категории относятся те знаки, которые регистрируются в виде какого-либо одного цвета или сочетания нескольких оттенков. У цветовых знаков есть одна особенность – их довольно непросто зарегистрировать, поскольку они обладают низкой различительной способностью. Однако некоторым компаниям все же удается провести процедуру регистрации. Так, например, Сбербанк смог зарегистрировать зеленый квадрат в качестве цветового товарного знака (свидетельство № 556088). Компания «Газпром» также смогла получить свидетельство на товарный знак в виде синего квадрата (свидетельство № 561631).

  • Звуковые

Это шумы, звуки, фрагменты музыкальных произведений и т.д. Для их регистрации необходима звукозапись. Наиболее часто такие знаки регистрируются кинокомпаниями и радиостанциями. Например, радиостанция «Шансон» является правообладателем звукового товарного знака (свидетельство № 213565), а мурлыканье кота (звуковой фон в рекламе Whiskas) является зарегистрированным товарным знаком «Марс Инкорпорейтед».

  • Комбинированные

К этой категории знаков относятся те, кто в своем составе имеют комбинацию нескольких обозначений, например, словесных, цветовых, объемных и других. Наиболее часто встречаемая комбинация: словесные + изобразительные знаки. Комбинированные знаки имеют гораздо больше шансов пройти процедуру регистрации в Роспатенте, поскольку за счет комбинации нескольких элементов удается повысить различительную способность знака. Так, когда компания или предприниматель хотят зарегистрировать знак, словесный элемент которого не является охраняемым сам по себе, то в комбинации с изобразительным знаком шансов на регистрацию становится больше. Главное помнить, что неохраняемые описательные элементы не должны быть доминирующими (акцент лучше делать на изобразительную часть знака).

Ярким примером является товарный знак общепита FOOD, где оба словесных элемента не охраняются, однако за счет необычного изображения знак в целом приобрел индивидуальность и был зарегистрирован патентным ведомством (свидетельство № 844889).

Как получить права на товарный знак: процедура и советы экспертов

При разработке и регистрации знака важно заранее определиться, в каком точно виде он будет использоваться в дальнейшем. Если товарный знак не используется в зарегистрированном виде в течение трех и более лет подряд, то конкуренты могут подать иск о досрочном прекращении правовой охраны, и если смогут доказать факт неиспользования, то вы больше не будете являться правообладателем своего знака. Исключительные права на товарный знак действуют в течение 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию с возможностью продления этого срока неограниченное количество раз на аналогичный период.

Если вы не знаете, какую именно комбинацию элементов создать при разработке знака, какие классы МКТУ выбрать или же не можете определиться с цветовым решением логотипа, на рынке существуют патентные бюро, предлагающие услуги по регистрации товарного знака и которые готовы помочь вам на протяжении всего процесса.

Не знаете с чего начать и как выбрать знак, который будет зарегистрирован Роспатентом? Спросите патентного поверенного!