Денис Кудрявцев

В начале работы с популярными маркетплейсами Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет необходимо разобраться с вопросом о возможных нарушениях прав на объекты авторского права или товарные знаки при предложении к продаже или продаже товаров. Необходимо учитывать, что не только продажа является нарушением права на товарный знак или объект авторского права, но и само предложение к продаже, наличие цены и изображения в карточке товара.

Первоначально, приобретая товар у своего контрагента для дальнейшей продажи на маркетплейсе нужно узнать источник происхождения этого товара. Контрагенту можно задать следующие вопросы:

  • У кого был приобретен этот товар первоначально? Кто является производителем товара? Есть ли на товаре товарные знаки или объекты авторского права?

Если товар приобретен у правообладателя или его официального дистрибьютора, проблем не возникнет. Если происхождение товара неизвестно, а продавцом товара выступает контрагент, который отказывается предоставить сведения о товаре, предпочтительнее выбрать другого поставщика и обезопасить себя от возможных рисков стать нарушителем прав третьих лиц, поскольку в случае выявления в карточке товара на маркетплейсе контрафакта, карточка будет заблокирована по требованию правообладателя, а продавец может быть привлечен к гражданско-правовой (статьи 1301, 1515 ГК РФ[1]), административной (статья 14.10 КоАП РФ[2]) или уголовной ответственности (статьи 146 и 180 УК РФ[3]) за нарушение исключительных прав на товарные знаки или объекты авторского права.

Нужно учитывать, что не всегда производитель товара является правообладателем, поскольку правообладатель может заказывать производство товара у стороннего лица. Если окажется, что производитель товара не является правообладателем товарного знака или объекта авторского права, не получал согласия на использование этих объектов тогда в случае сомнительного происхождения этого товара, предприниматель может быть привлечен к ответственности, поскольку товар будет признан контрафактным, то есть произведенным без разрешения правообладателя.

В то же время если данные относительно объектов авторского права или товарных знаков у предпринимателя отсутствуют, перед тем как выложить товар на витрину маркетплейса нужно самостоятельно проверить какие изображения или названия содержатся на этом товаре, поскольку изображения и названия могут быть как зарегистрированными товарными знаками, так и объектами авторского права, которые принадлежат третьим лицам.

На товаре обычно указываются красочные названия или изображения, а также информация о производителе этого товара. Эту информацию необходимо сопоставить с реестром товарных знаков на предмет зарегистрированных названий или изображений на это лицо.

Реестр товарных знаков является открытым, но поскольку поиск по нему осуществляется только при знании номера товарного знака, необходимо производить более комплексную проверку через дополнительные источники, либо запрашивать номер регистрации товарного знака у своего контрагента.

С объектами авторского права сложнее, так как какого-либо общего реестра объектов авторского права не существует, в связи с чем необходимо руководствоваться логикой, что изображения, дизайн или графика создаются чьим-то творческим трудом, а значит всегда есть автор или правообладатель.

Чаще всего для привлечения к ответственности за продажу контрафактных товаров на маркетплейсе правообладатели используют названные ранее механизмы гражданско-правовой ответственности.

Ответственность за нарушения прав на объекты авторского права в законодательстве определена следующим образом (статья 1301 ГК РФ):

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей за каждый объект авторского права;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземляров произведений;
  • в двукратной стоимости лицензии, по которой правообладатель лицензирует свой объект авторского права.

Для товарных знаков положения об ответственности схожие, регулируются положениями статьи 1515 ГК РФ:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей за каждый товарный знак;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных товаров;
  • в двукратной стоимости лицензии, по которой правообладатель лицензирует свой товарный знак.

Помимо этого, к продавцу могут быть применены общие меры об уничтожении контрафактных товаров и о запрете использования товарных знаков или объектов авторского права. Таким образом, перед тем как начать продажи товаров через маркетплейсы, необходимо разрешить вопрос об исключении возможности нарушения прав правообладателей на товарные знаки и объекты авторского права.


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации

[2] Кодекс об административных правонарушениях

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации