В современной действительности нет необходимости говорить предпринимателю о целесообразности регистрации товарного знака.

Многие наслышаны или сталкивались, как с проблемами при размещении товаров на маркетплейсе или продвижении в сети Интернет незарегистрированного обозначения и полученными претензиями от владельцев ранних товарных знаков.

Конечно, обдуманным и обоснованным становится шаг по регистрации знака и подачи заявки в Роспатент. Надо отдать должное, немало усилий приложено Роспатентом в информировании о процедуре, особенностях заполнения банков и образам по оплате пошлин. Казалось бы – заполни, направь и через, максимум, год, Свидетельство на товарный знак можно разместить на видном месте в офисе.

Но не все так просто оказывается в итоге.

Вместо решения о регистрации, предприниматель получает сложный документ – Уведомление о результате рассмотрения заявки (поверенные его часто называют предварительным отказом), в нем описаны основания для отказа и сложно понять –а как же быть дальше?

В первую очередь – не паниковать! Далеко не каждое уведомление закрывает дорогу в получении прав на товарный знак.

Если же отказ сложен в преодолении – возвращаться на исходную точку и подавать заявку на иное обозначение. Но все же подойти к выбору обозначения с большей тщательностью.

И непременно оценить перспективы регистрации до подачи заявки. В первую очередь, посмотреть стать ГК РФ – 1483 «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака». Оснований более двадцати и далеко не все станут основанием для отказа в вашем обозначении. Но, поверьте, и одного может стать достаточно для получения уведомления и крайне сложного препятствия в регистрации. Каковы же они?

  1. Многим становится удивительным узнать, что активно продвигаемое в Интернете наименование товара (или услуги), даже при отсутствии регистрации в качестве товарного знака – это предмет для вопроса экспертизы. И основание – введение потребителя в заблуждение (п.3 ст. 1483 ГК РФ).
  2. Ваше слово может расцениваться, как описывающие товары и услуги? Значит будет признано экспертизой неохраноспособным. Но вы так давно используете и стали настолько популярными, что появились недобросовестные конкуренты. Доказывайте давнее использование, прилагайте итоги соц. опроса потребителей и появится шанс получить права на слово и воспрепятствовать неправомерному использованию.
  3. Экспертиза указывает на ранние знаки, признанные сходными до степени смешения. С какими-то выводами можно согласиться, но непонятными могут знать знаки, действительно, сходные, но номер класса Международного классификатора (МКТУ) не совпадает с вашим в заявке, что вновь порождает вопросы. 

Важно, крайне важно, по подачи заявки оценивать перспективы регистрации и найти ответы на потенциальные вопросы экспертизы. Либо внести изменения в заявляемое обозначение и тем самым снизить или исключить шанс получения уведомления. 

На сегодня, Интернет-ресурсы предоставляют доступ к многочисленным базам зарегистрированных знаков, и посмотреть самостоятельно не составляет труда. Однако полагаться на полученные данные не целесообразно. Только патентный поверенный, с учетом опыта и, главное, ежедневного погружения в вопросы регистрации товарных знаков и взаимодействия с Роспатентом, объективно оценит следующие риски:

  1. Абсолютные основания для отказа:
  • Продвижение в Интернет-ресурсах сходных обозначении и степень интереса к данной информации экспертизы;
  • Охраноспособность обозначения и варианты изменений/доказательной базы для получения прав;
  • Ложность обозначения по отношению к заявляемым товарам и услугам;
  • Противоречие общественным интересам.
  1. Относительные основания для отказа:
  • Тождественные и сходные до степени смешения ранее зарегистрированные товарные знаки поданные по национальной процедуре
  • Тождественные и сходные до степени смешения ранее зарегистрированные товарные знаки, поданные по международной процедуре и действующие в РФ.
  • Тождественные и сходные до степени смешения обозначения, расмотерние по которым только ведется, но с ранней датой приоритета

Иные основания, согласно ст. 1483 ГК РФ.

  1. Необходимо оценить однородность товаров и услуг зарегистрированных знаков области регистрации вашего товарного знака. 

Экспертиза считает, чем выше сходство рассматриваемых обозначений, тем выше вероятность смешения на рынке и шире однородность товаров и услуг. Таким образом, товары и услуги, относящиеся к разным классам МКТУ, при тождестве или высоком сходстве становятся предметом отказа. Например, это относится к программам продуктам по товарам 09 и услугам 42 классов. Особенно жесткий подход при рассмотрении заявок и оценки сходства в отношении товаров 05 класса МКТУ (в частности, в отношении фармацевтических препаратов).

  1. Необходима оценка знаков, включающих символику Вооруженных сил РФ, которую в последнее время все чаще видит в обозначениях экспертиза.
  2. В последнее время важно при проведении проверки особенно тщательно анализировать зарегистрированные Наименования места происхождения товаров  (НМПТ) и Географических указаний (ГУ), которые становятся предметом отказа при включении в обозначение наименование географического объекта.

Важно знать и верно оценивать все включенные элементы обозначения, поскольку вываленные препятствия по одному из них могут стать предметом отказа в регистрации обозначения в целом.

Проверка позволяет выявить конкурента, подавшего на регистрацию ваше обозначение на свое имя. Бездействовать нельзя! Эффективным шагом может стать обращение в адрес экспертизы и убедительные доводы о неправомерности предстоящей регистрации. 

Итак, учитывая вышесказанным, становится очевидным целесообразность проверки обозначения до начала всех работ  по созданию брендбука, поиска партнеров по продаже франшизы и, конечно, подачи заявки на регистрацию. 

Для проведения проверки необходимо:

  1. Определиться с видом обозначения, которое станет узнаваемым вашему потребителю. 
  2. Правильно подобрать классы МКТУ и не упустить нужные направления деятельности не только на сегодня, но и на ближайшую перспективу;
  3. Определить лицо- владельца прав на товарный знак (при этом плательщиком услуг, либо пошлины Роспатента может выступать иная организация). Важно, с июня 2022 года владельцами товарных знаков могут выступать и физические лица.

Как было отмечено выше, при проведении поиска патентный поверенный выгружает и анализирует всю доступную информацию и документы, влияющие на мнение экспертизы Роспатента. Через 3 дня по словесному варианту обозначения, либо через 5 дней по изобразительному/комбинированному знаку направляется отчет – официальный документ, подписанный патентным поверенным. Помимо подробно описанных рисков, их степени, в выводах предлагаются решения по преодолению препятствий: как до подачи заявки, так и при получении Уведомления. 

Учитывая, что ежедневно в Роспатент подаются сотни заявок- не откладывайте решение о вашей регистрации. Результаты проверки «обесценивайся» с каждым днем. 

Учитывая, что ежедневно в Роспатент подаются сотни заявок- не откладывайте решение о вашей регистрации. Результаты проверки «обесценивайся» с каждым днем.