Фото: предоставлено Верховным народным судом Китайской Народной Республики
Сюй Цзяньфэн, генеральный директор Центра услуг в области информационных технологий Народного суда Китайской Народной Республики рассказал о том, как в Китае использует блокчейн для развития системы «интеллектуальных судов»
В мае 2022 года Верховный народный суд Китайской Народной Республики издал серию публикаций «Мнения о повышении эффективности применения блокчейна в судебной сфере» («Мнения»). Это важный шаг в деле содействия народным судам в расширении применения основных технологий, представленных блокчейном, с целью дальнейшего ускорения их цифровой трансформации, переводу цифрового правосудия на новый уровень и содействия развитию интеллектуальной правовой системы.
Блокчейн – один из видов технологий распределенного реестра с защитой от несанкционированного доступа. Он обеспечивает возможность регистрации и распространения цифровых записей и транзакций без каких-либо изменений.
В Постановлении Верховного народного суда Китайской Народной Республики, принятом в мае 2022 года, говорится, что общая цель применения блокчейна в судебной сфере заключается в создании к 2025 году взаимосвязанного «блокчейн-альянса», который повысит эффективность обмена информацией между народными судами и всеми сегментами общественной системы.
Содействие всеобъемлющей интеграции правовых процессов с блокчейном
Китай придает большое значение применению и развитию технологии блокчейн. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул необходимость ускорить развитие блокчейна и промышленных инноваций, а также активно содействовать ее интеграции в интересах экономического и социального развития. Китай имеет прочную основу для развития и применения технологии блокчейн в судебной сфере. Роль данной технологии как вспомогательного инструмента в этой сфере с течением времени изменяется.
С ее помощью Верховный народный суд построил интеллектуальную судебную систему более высокого уровня на базе единой судебной блокчейн-платформы, имеющей национальный охват. Технология блокчейн используется на платформе для обработки данных, таких как электронный следственный материал, электронные архивы, информация о расследованиях, осуществляемых правоохранительными органами, и контроле за их деятельностью, информация о жалобах и ходатайствах, журналы регистрации оперативной деятельности и многое другое.
Единая судебная блокчейн-платформа представляет собой централизованную систему хранения и проверки судебных данных, которой могут пользоваться отдельные лица и суды всех уровней по всему Китаю Ведется работа по активному изучению возможностей применения технологии блокчейн во всех местных народных судах. После всестороннего исследования и широкомасштабных консультаций и обсуждений Верховный народный суд сформулировал и издал «Мнения», призванные помочь в дальнейшем повышении эффективности применения блокчейна в судебной сфере и повысить его важность в судебной практике.
Содействие построению передовой модели блокчейна мирового уровня с характеристиками, адаптированными к условиям Китая
В 32 пунктах семи частей сборника «Мнения» разъясняются общие требования, удовлетворение которых позволит повысить эффективность применения блокчейна в судебной сфере. Кроме того, в сборнике приводятся требования и меры, относящиеся к применению блокчейна и созданию соответствующих платформ. Помимо этого, в нем описаны типичные сценарии применения технологии, например, для повышения авторитета и эффективности судебной системы, расширения сотрудничества между судебными органами и организации общего руководства в экономической и социальной сферах.
Применение блокчейна в судебной сфере: общие требования
В «Мнениях» поясняются общие требования к применению блокчейна в судебной сфере и указывается, что задача заключается в создании взаимосвязанного «блокчейн-альянса», который повысит эффективность обмена информацией между народными судами и всеми сегментами общественной системы. Поставлена цель построить такой альянс к 2025 году.
При этом блокчейн будет всесторонне применяться в различных процедурах разрешения споров, судебных разбирательствах, при рассмотрении дел и в исполнительном производстве, а также в работе органов юстиции. Кроме того, взаимосвязанный судебный блокчейн-альянс станет неотъемлемой частью экономических и социальных систем Китая и поможет сформировать передовую блокчейн-модель мирового уровня для судебной сферы, адаптированную к условиям Китая.
Основные принципы функционирования «блокчейн-альянса»
В «Мнениях» определены четыре основных принципа развития блокчейн-альянса:
- координация на основе закона и акцент на сотрудничестве и взаимосвязи;
- поддержание открытости и обмена и приоритизация стандартов;
- акцент на применении и оценке подходов к развитию на основе инноваций; и
- обеспечение безопасности и надежности и особое внимание к поэтапному прогрессу.
Требования к построению блокчейн-платформ
В сборнике подчеркивается, что при построении своих блокчейн-платформ народные суды должны:
- усовершенствовать основную структуру применения блокчейна;
- постоянно расширять возможности для многоцелевого использования технологии с целью наращивания сотрудничества;
- расширять технические возможности судебной системы блокчейн;
- создать интернет-платформу на основе блокчейна для проверки судебных данных;
- сформировать и оптимизировать стандартную систему.
В «Мнениях» предлагается создать открытую судебную блокчейн-платформу для совместного использования народными судами и ускорить формирование многоцелевого альянса для взаимодействия судебной блокчейн-платформы и всех других сфер в целях обеспечения всеобъемлющего синергетического эффекта на постоянной основе. Появление платформы на основе блокчейна для проверки судебных данных даст всем сторонам возможности проверять подлинность данных, относящихся к медиации, электронному следственному материалу и судебным документам, а также других судебных данных.
Верховный народный суд построил интеллектуальную судебную систему более высокого уровня на базе единой судебной блокчейн-платформы, имеющей национальный охват.
Применение блокчейна в судебной сфере: типичные сценарии
Во «Мнениях» описываются четыре типичных сценария применения технологии блокчейн, при которых ее использование в судебной сфере расширится.
Во-первых, предлагается использовать возможность формировать с помощью блокчейна защищенные от несанкционированного доступа данные для повышения доверия к судебной власти путем предоставления технических гарантий безопасности судебных данных, достоверности электронного следственного материала, соблюдения процедур исполнительного производства и авторитета судебных документов.
Во-вторых, говорится, что применение блокчейна позволит оптимизировать рабочие процессы и повысить эффективность судебной системы, поскольку технология:
- обеспечивает возможность распространения и применения информации, связанной с регистрацией дел;
- позволяет увязывать процедуры медиации и рассмотрения дел;
- позволяет увязывать рассмотрение дел и исполнительное производство;
- позволяет повышать эффективность исполнительного производства.
В-третьих, высказывается предположение, что подключение к блокчейну откроет возможности для более активного сотрудничества между судебными органами и облегчит такие процессы, как проверка квалификации юристов, сотрудничество между юридическими лицами при рассмотрении дел и межведомственное взаимодействие по вопросам правоприменения.
В-четвертых, высказывается мнение, что использование возможностей блокчейн-альянса с полной интеграцией, связанных со взаимным признанием и с обеспечением достоверности, поможет наладить общее руководство в экономической и социальной сферах. Таким образом, его применение обеспечит эффективную охрану интеллектуальной собственности, улучшит рабочую среду и повысит эффективность разработки и использования данных.
Цель «Мнений» – активно содействовать формированию многоцелевого совместного механизма с опорой на блокчейн-платформы для охраны интеллектуальной собственности, регулирования рынка, регистрации собственности, осуществления транзакций, владения данными, онлайновой торговли данными, функционирования финансовых учреждений и соответствующих государственных ведомств.
Источник: Журнал ВОИС