16 февраля 2023 года специалисты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) рассказали сенаторам верхней палаты парламента о механизмах ведомства по выявлению и регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ) и географического указания (ГУ).

«Благодаря личному участию Председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко мы реализуем системную работу по продвижению регистрации географических указаний и мест происхождения товаров. Совместными усилиями создаются практические механизмы парламентского контроля и правоприменительной практики в сфере региональных брендов. Благодаря инициированным и поддержанным Советом Федерации законам сохраняется богатейшее наследие нашей страны. Сенаторы вносят ощутимый вклад в определении региональных брендов, ведь они прекрасно знают свои регионы и готовы приложить усилия для ускорения их экономического развития», — рассказал глава Роспатента Юрий Зубов.

Сенаторам РФ представили информацию по мониторингу региональных брендов по всей стране, их регистрации, отличиях, особенностях охраны, а также о преимуществах использования таких средств индивидуализации для региональных экономик.

«Совместно с Роспатентом проделана большая работа. Выявлено и зарегистрировано 122 обозначения. Лидерами являются Краснодарский край и Республика Адыгея. Наглядные итоги этой работы были представлены на выставке региональных брендов в декабре прошлого года: продукты питания, уникальные национальные костюмы, изделия народных умельцев, игрушки, украшения, кружева и вышивки. Многие сенаторы лично привезли экспонаты из своих регионов», — рассказала Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Роспатент в плотном сотрудничестве с Министерством экономического развития РФ помогает регионам искать новые точки роста экономики, выявлять традиционные товары, в отношении которых могут быть зарегистрированы НМПТ и ГУ.

На сегодняшний день в России зарегистрировано 305 региональных брендов – это ремесла, продукты питания, минеральные воды, алкогольные и безалкогольные напитки, национальные костюмы и даже музыкальные инструменты. Все они стали визитными карточками своих регионов, перерастают в рентабельный бизнес, создают рабочие места, помогают развивать туризм, повышают инвестиционную привлекательность, увеличивают поступления в бюджет.

Для разъяснения и пояснения всех деталей, связанных с процессом регистрации ГУ и НМПТ, Роспатентом разработано краткое и развернутое Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и НМПТ. Электронная версия доступна на официальном сайте Роспатента.

В 2023 году для россиян откроется возможность получить охрану своих интеллектуальных прав на НМПТ и ГУ сразу в нескольких государствах путем подачи одной заявки по международной процедуре.

За последние два года Роспатент провел более 30 мероприятий, посвященных особенностям выявления и регистрации ГУ и НМПТ: обучающие семинары «Региональные бренды России – новые точки роста»; секция «Географическое указание как новый объект Гражданского кодекса Российской Федерации. Последние изменения законодательства в части НМПТ» на XXIV международной конференции Роспатента; панельная дискуссия «Географические указания: успехи первого года» на XXV международной конференции Роспатента.

В семинаре приняли участие Заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Виктория Галковская, заместитель директора ФИПС Роман Захаров, сенаторы РФ, представители субъектов РФ и региональных товаропроизводителей, эксперты.

Справочно:

Благодаря поддержке Совета Федерации и Минэкономразвития России 27 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 230-ФЗ от 26 июля 2019 года, в соответствии с которым в Гражданском кодексе РФ появился новый объект интеллектуальных прав – географическое указание. 10 декабря 2020 г. Роспатент зарегистрировал первое в истории России географическое указание;

Географическое указание — обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара (ст. 1516 ГК РФ);

Наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара (ст. 1516 ГК РФ);

Источник: Роспатент