Бренды спортивной одежды и обуви New Balance и Puma, ушедшие из России, забросали суды исками о нарушении прав на товарные знаки. С магазинов, торгующих контрафактом, требуют по 50 тысяч. Юристы отмечают: иностранные правообладатели и сейчас внимательно отслеживают случаи незаконного использования своих товарных знаков в России.

К красноярскому ИП Мясниковой Е. Е. поступили иски от New Balance Athletics Inc. и от Puma Se о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки на общую сумму 95 тыс. руб.

Бренды спортивной одежды и обуви указывают в исках, что ИП Мясникова Е.Е. реализует в интернет-магазинах товары – кроссовки, маркированные товарными знаками Puma и New Balance. Оба истца утверждают, что не давали ответчику согласия на использование товарных знаков. Puma и New Balace просят взыскать с ИП Мясниковой Е.Е. компенсацию за нарушение исключительных прав на товарные знаки, сообщает пресс-служба арбитражного суда Красноярского края.

То, что в этом интернет-магазине реализуется контрафакт, становится ясно хотя бы по цене, за которую было приобретено доказательство дела, кроссовки New Balance – 2,5 тыс. руб.  Оригинальная обувь этого бренда стоит в разы больше.

Иск к предпринимателю принят и сейчас находится на рассмотрении в порядке упрощенного судопроизводства.

Между тем, Красноярский арбитраж заявил, что  аналогичные иски поступили к еще двум красноярским предпринимателям. Цена каждого из исков составляет 100 тыс. руб.

Журналист Оборота.ру заглянул в картотеку «Электронного правосудия» и обнаружил аналогичные иски от этих компаний в судах Московского региона, Санкт-Петербурга, Оренбургской, Новосибирской, Свердловской, Иркутской, Ростовской и других областей. Несколько десятков исков с начала 2023 года и еще больше в прошлом году. Многие из них уже рассмотрены и удовлетворены. Нередко суд требования истца удовлетворяет частично.

К примеру, у некоей московской предпринимательницы New Balance требовал стандартные 50 тыс. руб., но суд «скостил» компенсацию до 15 тыс. руб. Впрочем, траты на подачу иска должны быть возмещены ответчиком полностью, в том числе и смешная стоимость якобы фирменных кроссовок – 977 руб.

Таким образом, те, кто считают, что в условиях ухода западных брендов с российского рынка и параллельного импорта, можно спокойно торговать контрафактом, ошибаются. Юристы предупреждают: иностранные правообладатели и сейчас внимательно отслеживают случаи незаконного использования своих товарных знаков в России.

В последнее время число дел в судах о нарушении исключительных прав на бренды выросло. Массово иски стали предъявлять с октября. Вот примеры активных брендов:

Calvin Klein Trademark Trust с октября 2022-го подал 68 заявлений против российских предпринимателей и компаний, которые нарушили права на товарные знаки известной фирмы. 

Американская Levi Strauss and Co. за последние полгода подала более 20 исков к отечественным предпринимателям.

В большинстве случаев иностранцы просят взыскать компенсацию в размере 50 тыс. руб.

Практика по таким спорам даже с одним и тем же истцом различается.

Например, в деле № А17-9564/2022 суд утвердил мировое соглашение, а в деле № А05-14773/2022 — удовлетворил иск правообладателя о взыскании компенсации. Кстати, в делах New Balance и Puma суд также приглашал стороны к заключению мирового соглашения.

(ЗДЕСЬ поставить инфографику из статьи по ссылке ниже)

Инфографика – портала pravo.ru.

Количество контрафакта на российском рынке сейчас действительно увеличивается. После ухода западных брендов у покупателей осталась потребность как в товарах конкретных производителей, так и в «антураже» модных брендов. Поэтому недобросовестные коммерсанты предлагают поддельные товары. Более того, распространители контрафакта, видимо, полагают, что ушедшие из России иностранные компании не станут защищать свои права.

У экспертов тем временем есть две противоположные точки зрения, почему иностранные бренды взялись рьяно защищать товарные знаки.

  • Они либо хотят полностью отстраниться от России, чтобы никакого упоминания здесь о них не было.
  • Либо ждут момента, когда можно будет вернуться, и справедливо боятся, что при возвращении доверие к ним будет подорвано из-за сильного распространения подделок.

Впрочем, замечают эксперты, есть правообладатели, которые принципиально не хотят судиться из-за мелкого контрафакта, полагая, что такая продукция будет существовать всегда и попытки ее подделать лишь подтверждают известность бренда.

Между тем, в практике российских судов появились и тревожные прецеденты с точки зрения зарубежных правообладателей. Оборот.ру рассказывал, что в феврале Верховный суд вернул на повторное рассмотрение дело предпринимательницы, торговавшей поддельными противосолнечными очками Chanel и Christian Dior.

Стоимость контрафактных очков на развалах – от силы несколько сотен за пару, но бренды требовали 125 тыс. рублей как упущенную выгоду. Причем первые инстанции иск удовлетворили, а вот высшая инстанция – завернула, с интересным обоснованием: покупатели, мол, никак не могли думать, что действительно покупают фирменные очки.

«Нарушитель создает, очевидно, неоригинальные контрафактные товары престижных брендов и продает их совершенно иному классу потребителей, чем те, кто покупает подлинное изделие», — указала экономколлегия в определении.  Иными словами, тот, кто покупал поддельные очки на развале, все равно не пришел бы в фирменный салон за очками за десятки тысяч рублей.

Если такой подход российские суды возьмут за принцип, распространители контрафакта могут почувствовать себя безнаказанными, беспокоятся правообладатели. Ведь их ущерб, если их поймают, сведется к минимуму.

Источник: oborot.ru