В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва разработали экспериментальное устройство, способное сигнализировать о наличии воды в реактивном топливе, что поможет предотвратить авиакатастрофы, связанные с образованием льда в топливе во время полета, сообщила пресс-служба университета.

«Разрабатываемое оборудование будет устанавливаться на самолетах-заправщиках, будь то мобильных или стационарных, и по принципу действия оно будет похоже на лазерную систему сигнализацииСистема введена в самолет через топливопровод, если в зоне ответственности датчика окажется вода, лазерный луч будет на ней и сработает сигнализация», — говорится в сообщении.

По данным университета, ожидается, что проект будет реализован в течение двух лет.

«В настоящее время собрано лабораторное экспериментальное устройство и на нем проводится ряд исследований. По результатам будет создана рабочая модель датчика. На заключительном этапе разработка будет запатентована», — говорится в сообщении.

Согласно конструктивным характеристикам, разработка будет обладать высокой чувствительностью, и датчик сможет автоматически обнаруживать воду в режиме реального времени при концентрации в одну миллионную массовую долю, что составляет примерно одну пятую чайной ложки воды на тонну керосина.

Андрей Пономарев, автор проекта, отметил, что система поможет предотвратить аварийные ситуации в авиации, связанные с образованием льда в топливе во время полета.

«При заправке самолета в аэропорту необходимо тщательно контролировать наличие капель воды в топливе. Определенное количество воды поступает в керосин непосредственно из окружающей атмосферы, и конденсат со стенок топливного бака также может попадать в топливо. Во время полета, когда внешняя температура ниже нуля, капли воды могут образовывать кристаллы льда в керосине, что приводит к «засорению» льдом системы подачи топлива. Это чревато простоем двигателя, что может привести к авиакатастрофе», — цитирует студента студенческая служба новостей университета.

По его словам разработчиков, отечественный датчик такого типа в России пока не производится, а зарубежные оптические датчики очень дорогие, стоят около 20 тысяч евро.

«Наша система, в случае ее крупносерийного производства, обойдется на порядок дешевле, и все компоненты в ней будут отечественными», — пояснил Пономарев.

Источник:  WebExpromt — Мир Технологий