Уникальные лошади из Республики Башкортостан получили правовую охрану в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ) – «Башкирская лошадь», став одним из официальных брендов региона. Свидетельство об исключительном праве на это обозначение руководитель Роспатента Юрий Зубов вручил Главе Республики Башкортостан Радию Хабирову.

Церемония состоялась 12 августа 2023 года в рамках Международного фестиваля лошадей башкирской породы «Башҡорт аты» в Баймакском районе Башкортостана. В мероприятии также приняли участие Председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, депутаты Государственной думы РФ, делегации регионов РФ, члены правительств, дипкорпусов, представители конноспортивных учреждений и предприниматели Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, ОАЭ.

«Теперь использовать бренд «Башкирская лошадь» смогут только местные заводчики и коневоды, получив в установленном порядке исключительное право на это обозначение. Тем самым у них появятся действенные инструменты для сохранения, разведения и популяризации данного вида лошадей», — пояснил Юрий Зубов.

«Сегодня большое событие в истории нашей республики. Отныне башкирская лошадь – это только та, которая воспроизведена и выращена в Республике Башкортостан. Огромное спасибо Роспатенту за поддержку нашей инициативы и содействие в продвижении и защите уникальных башкирских брендов», – сказал Глава региона Радий Хабиров.

Башкирская лошадь стала восьмым официальным региональным брендом республики. Ранее государственную охрану в виде НМПТ получили минеральные воды «Ассы», «Юматовская», «Кургазак», духовой музыкальный инструмент курай, бурзянский бортевой мед и башкирский мёд. Весной этого года в республике появилось первое географическое указание (ГУ) – мансуровский гранит. Еще по двум заявкам на «башкирские национальные костюмы» и «башкирскую пуховую шаль» в настоящее время в Роспатенте проводится экспертиза.

«Региональные бренды — очень важный инструмент. Для привлечения инвестиций и развития туризма, узнаваемости региона. Эта тема твердо закрепилась в повестке Совета Федерации. И по поручению Валентины Ивановны Матвиенко наш Комитет совместно с Роспатентом ведет активную работу по выявлению и регистрации уникальных товаров субъектов», — подчеркнула Лилия Гумерова.

В ходе заседания Попечительского совета по совершенствованию генофонда башкирской породы лошадей руководитель Роспатента Юрий Зубов рассказал о возможностях использования региональных брендов для успешного продвижения товаров, увеличения объемов их реализации и выхода на новые рынки.

Первым правообладателем НМПТ «Башкирская лошадь» стал Центр компетенции по коневодству и конному спорту «Акбузат».

Справочно:
Географическое указание — обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара (ст. 1516 ГК РФ);

Наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара (ст. 1516 ГК РФ).

Источник: Роспатент

От редакции: В настоящее время в России уделяется большое внимание регистрации интеллектуальных прав в такой категории как «Географические указания» и «Наименование мест происхождения товаров». На первый взгляд эти два вида интеллектуальной собственности очень похожи. На самом деле они очень разные. Необходимо понимать тонкости производства того или иного товара, чтобы правильно выбрать категорию и  подать заявку на регистрацию. Второй важный этап – собрать необходимые документы, пакет которых значительно отличается от тех, что представляют при регистрации товарных знаков. На наш взгляд, целесообразно обращаться к специалистам – патентным поверенным, которые помогут снять возражения Роспатента на этапе регистрации.