Каждый третий предприниматель в России берет кредит на открытие своего собственного дела. При этом далеко не каждый из представителей бизнеса знает, что их основной актив, который может быть источником дохода, магнитом для инвесторов и предметом залога для кредиторов, — это интеллектуальная собственность. Как креативным предпринимателям грамотно использовать свои нематериальные активы и зачем нужно выстраивать стратегию охраны и защиты креативных объектов, рассказал юрисконсульт по интеллектуальной собственности краудлендинговой платформы Ко-Фи Михаил Басс.
Поговорим о понятиях
Понятия «нематериальные активы» и «интеллектуальная собственность» тесно взаимосвязаны. Согласно положениям по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ к нематериальным активам относятся исключительные права на объекты авторских и смежных прав, на изобретения, полезные модели, промышленный образцы, права на селекционные достижения, ноу-хау, товарные знаки. То есть объектами НМА выступают исключительные права на интеллектуальную собственность (ИС) — результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которые охраняются законом.
Исключительные права начинают работать на бизнес с того момента, как предприниматель построит правильную стратегию охраны и защиты интеллектуальной собственности. Стратегия включает в себя определенный пул действий, совершаемых в процессе создания продукта и его дальнейшей дистрибуции. Грамотный и правильный подход к управлению интеллектуальными правами не только увеличивает стоимость самой ИС, но также повышает конкурентоспособность компании.
Моя стратегия — мои правила
Существуют различные режимы правовой охраны креативных объектов. ИС можно охранять как объект авторского права, патентного права, как средство индивидуализации, в частности, как товарный знак. Выбор режима зависит от ценности продукта, его жизненного цикла, от стран, в которых он распространяется, формы его распространения и других факторов. В том числе нужно учитывать, что некоторые режимы охраны ограничиваются территориальными границами того государства, которое выдало охранный документ. Поэтому предстоит решать и такой вопрос: регистрировать объект в одной стране или обеспечивать его охрану в других странах, в том числе используя региональные системы защиты.
Стратегия управления ИС должна в себя включать этап фиксации интеллектуальных прав. Фиксация (относится к объектам авторского права), а в некоторых случаях регистрация (затрагивает средства индивидуализации и объекты патентного права) позволяют закрепить авторство, а также принадлежность исключительных прав сотруднику или работодателю. Необходимо учитывать, в рамках каких договоров создаются объекты интеллектуальной собственности. При этом в таких договорах важно заранее прописать, кому принадлежат и/или переходят права на результат творческого труда. В ином случае при выпуске продукта на рынок можно получить иски о взыскании компенсации за неправомерное использование.
Сколько стоит интеллектуальная собственность
Следующим этапом выстраивания стратегии выступает учет и оценка ИС. Эти два института стали неотъемлемой частью эффективного управления бизнесом. В связи с большим разнообразием объектов ИС для оценки требуются знания из различных сфер, таких как юриспруденция, маркетинг, технологии производства и прочие. Оценить объект могут только квалифицированные специалисты, которые также имеют опыт в области патентного права и бухгалтерского учета. Наряду с этим также рекомендуется обращаться к мнениям отраслевых экспертов, так как оценщик может не обладать достаточными знаниями в какой-то конкретной сфере.
Оценка и учет ИС наиболее актуальны при использовании креативного продукта в качестве предмета залога, так как они позволяют получить займ на рыночных условиях. Но для того, чтобы НМА могли использоваться как залог в кредитовании, важно подготовить креативный объект к процессу «передачи» его кредитору. Перед тем как передавать креативный продукт, необходимо получить заключение от оценщика. Специалист составляет отчет, где определяет рыночную стоимость предмета залога, а также инвестиционную по требованию заказчика. Также оценщик указывает в отчете выводы о ликвидности объекта оценки. При этом такие выводы не рассматриваются как результат оценки.
Актив, который работает на вас
На сегодня кредитованием под залог интеллектуальной собственности занимается не много организаций. В частности, это связано с тем, что кредиторы видят определенные риски в предоставлении средств под залог именно нематериального актива. В первую очередь это правовые риски и риски обесценивания предмета залога. Также кредитные организации часто обращают внимание на отсутствие необходимой экспертизы, которая могла бы с точностью сказать, сколько стоит продукт и можно ли его в случае неисполнения обязательств продать.
Однако организации, которые включили в свою специализацию выдачу кредита под залог интеллектуальных прав, все же есть. Например, получить кредит до 50 млн. рублей под залог интеллектуальных прав можно по специальной программе Московского инновационного кластера (МИК). Поручителем выступит Фонд содействия кредитованию города Москвы.
Также получить финансирование можно на платформе Ко-Фи. Это краудлендинговая площадка для инвестиций в креативные индустрии и поддерживающее сообщество креативных предпринимателей, которые могут получить на площадке финансирование от независимых инвесторов до 10 млн. рублей сроком до трех лет.
Выдачей кредитов под залог ИС занимаются также российские банки. Это, в частности, МСП Банк, который еще в 2020 году предоставил высокотехнологичному стартапу из Сколково кредитную поддержку на сумму 4,3 млн рублей под залог патентов на изобретения. В креативные продукты также инвестируют банки «Новый век» и Модульбанк.
Подводя черту
Способ привлечения финансирования под залог креативных объектов эффективен для различных творческих индустрий и с развитием института оценки и учета результатов творческого труда со временем перестанет представать в глазах инвесторов как что-то рисковое и неокупаемое.
Для того чтобы получать все выгоды от использования интеллектуальной собственности, предпринимателю важно:
— Выявлять объекты интеллектуального права компании и фиксировать все права на них. Это можно сделать как в договорах различного характера, так и на цифровых платформах.
— Выстраивать стратегию охраны и защиты интеллектуальной собственности. Для этого важно заключать с сотрудниками, создающими продукт, соответствующие договоры, составлять нормативно-правовые акты, регулирующие использование результатов творческого труда работников.
— Ставить креативные объекты на учет и проводить их оценку. Определить стоимость продукта поможет профессиональный оценщик. Также не стоит забывать о мнении специалистов из области экономики и права.
— Использовать интеллектуальную собственность как средство обеспечения обязательств. Например, получать кредит под залог интеллектуальной собственности, стоимость которой предварительно определил оценщик.
Фото Пресс-служба Ко-Фи
Источник: Российская газета