Сбербанк (MOEX: SBER) получил патент на способ и систему выявления мошеннических телефонных звонков с помощью голосового бота. Патент зарегистрирован 30 августа и опубликован в базе данных Роспатента, первым на него внимание обратило издание «Хабр». Документ предполагает, что искусственный интеллект (ИИ) сравнивает векторы (математические «слепки») голоса звонящего с векторами известных голосов мошенников, а также расшифровывает диалог на предмет используемых ими фраз.
Предусмотрено два варианта использования антифрод-автоответчика: в первом случае звонящий сразу вступает в диалог с ботом, а во втором бот слушает разговор с человеком и вмешивается при признаках мошеннического звонка.
У Сбербанка уже есть два функционала, призванных бороться с нежелательными звонками — определитель номера и автоответчик. Они, однако, полагаются на базу данных номеров и не имеют возможности «перехватить» потенциально мошеннический звонок после его начала.
Определитель номера в приложении Сбербанка появился в апреле 2021 года, а автоответчик — в декабре того же года. Заявка на патент была подана 16 февраля 2023 года, срок действия патента установлен с 27 мая 2021 года. В Сбербанке сообщили “Ъ”, что патентуют «различные технологии, которые в будущем могут использоваться при разработке новых решений».
Алгоритм Сбербанка напоминает решение от Тинькофф-банка, говорит ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев: «В последнем решении разговор с ботом происходит, когда номер телефона содержится в базе мошенников или имеет очень низкую репутацию».
Речь идет о «телефонном секретаре Олеге», выпущенном в июне 2021 года. Решения обоих банков, по словам господина Сергеева, «призваны максимально долго удерживать мошенников на линии и тем самым снизить число успешных атак». Он назвал перспективной идею Сбербанка использовать ИИ, а не базы телефонов, для определения характера звонка, но отмечает, что «пока что это только патент». В Тинькофф-банке не ответили на запрос “Ъ”.
Сложно сказать, насколько существенный прирост эффективности дадут разработанные Сбербанком нововведения, если сравнивать их с существующими методами, отмечает директор по прикладной разработке Just AI Николай Малеванный: «Здесь надо будет смотреть на практику реализации». Он, однако, полагает, что сам факт оформления прав может негативно сказаться на конкурентах: «Жаль, что Сбербанк пошел по пути патентования подходов, в какой-то степени ограничивая этим другие компании».
Фото Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Источник: КоммерсантЪ