В четвертый раз Кострома стала площадкой проведения межрегионального форума пчеловодов. Он собрал более 100 пасечников, фермеров, ученых, чиновников от АПК со всей России, а также из Беларуси, Узбекистана и даже Китая.
Костромской опыт
Костромскую область в этом смысле пчеловоды из других субъектов называют ледоколом, прокладывающим путь вперед. Уже на протяжении нескольких лет в регионе действует комплексная программа, направленная на оказание помощи тем, кто занимается разведением пчел.
Курс на развитие отрасли был взят в регионе еще пять лет назад по инициативе губернатора Сергея Ситникова. За это время сделаны серьезные шаги по созданию комфортных условий для пчеловодов. В регионе введена бесплатная паспортизация пасек, включающая проведение лабораторных исследований на паразитарные заболевания — их сделано уже более 2000, оказывается господдержка при покупке пчелосемей, оборудования для пасек, компенсируются затраты на приобретение пчелопакетов. Регион предоставляет гранты «Агростартап» — более 11 миллионов рублей в этом году — и бесплатно выделяет земли сельхозназначения без проведения конкурса в соответствии с законом о «костромском гектаре». Все эти меры уже доказали свою эффективность. Сегодня в регионе зарегистрировано более 1200 пасек, в них содержатся более 13 тысяч пчелосемей. Ежегодно в Костромской области производится более 700 тонн меда. Зарегистрирован собственный товарный знак — «Мед костромского разнотравья». Право на его использование предоставляет региональный центр компетенций на безвозмездной основе.
— Стоит быстро реагировать на вызовы, с которыми сталкивается производство. В 2023 году изменился подход к исследованиям меда при реализации его на ярмарках и рынках. Это, в свою очередь, подтверждает качество нашего продукта, а для потребителя — уверенность в безопасности его потребления. Регион поддержит костромских пчеловодов по проведению данных исследований. Нам необходимо сосредоточиться на увеличении производства меда, в том числе промышленного, и продуктов пчеловодства и подумать над переработкой, фасовкой и упаковкой, — отметил в своем приветственном слове Сергей Ситников и добавил, что все действующие меры поддержки будут сохранены в 2024 году.
Помощь по адресу
На федеральном уровне поддержка отрасли пчеловодства также останется стабильной, заверила Светлана Кобылкина, заместитель директора департамента развития сельских территорий Минсельхоза России. Спикер присоединилась к беседе в режиме видеосвязи.
Для малых форм хозяйствования, куда в том числе входит пчеловодство, предусмотрено 14 видов поддержки. Все они адресные. С каждым годом объем финансовой помощи аграриям увеличивается. Если в 2022 году на эти цели было предусмотрено более 12 миллиардов рублей, то в 2024 году планируется выделить почти 15 миллиардов. Однако по статистике, как отмечают эксперты, число фермеров — пчеловодов, пользующихся мерами господдержки, невелико. Главной причиной они называют первоочередное выполнение показателей доктрины продовольственной безопасности, куда не входит обеспечение населения продукцией пчеловодства. В настоящее время все показатели доктрины достигнуты, а потому перечень отраслей АПК, которым необходима помощь, будет расширен.
— Со следующего года основным нововведением будет то, что выбор приоритета в направлении государственной поддержки отдается субъектам на их усмотрение. То есть каждый регион будет самостоятельно определять, на какое направление: на мясо, молоко, овощи или мед — давать гранты, — подчеркнула Светлана Кобылкина.
Пора кооперироваться
Значительный блок вопросов деловой программы форума был посвящен развитию кооперации в этой отрасли. Как отмечают эксперты, такое профессиональное объединение позволяет комплексно решать все возникающие вопросы — от поиска и налаживания рынков сбыта, борьбы с фальсификатом до продвижения бренда и даже обучения специалистов.
По словам Валерия Михеева, председателя сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива «Костромские пасеки», залог успеха кооперативной деятельности — грамотное использование различных мер поддержки, а также тесное взаимодействие представителей отрасли и власти. Тогда и главный вопрос — куда реализовывать продукцию — решится сам собой. В настоящее время костромские пчеловоды постепенно выходят на межрегиональный и всероссийский рынки. Костромские пасеки ежемесячно поставляют в соседний Ярославль по две тонны меда.
— Сейчас благодаря взаимодействию нашего АПК, центра компетенций уже на нас выходят покупатели и говорят: мы хотели бы с вами сотрудничать по сбыту. График реализации нашей продукции расписан на весь год. Почему остановились на нашей продукции? Появился бренд «Мед костромского разнотравья». Мы отстаиваем его марку и высокое качество меда. Наш мед сегодня реализуется по очень хорошей цене. Это результат взаимодействия власти и кооперативов. К сожалению, 90 процентов пчеловодов рассуждают так: «Я буду сидеть, а мой мед должен кто-то прийти и взять». Никто не возьмет. Надо действовать. Для начала обратиться в центр компетенций. Он нам очень помог в открытии кооператива, — поделился опытом Валерий Михеев.
Мед не в моде?
Однако в вопросе реализации продукции пчеловодства есть еще один подводный камень — непопулярность меда. Как отмечают эксперты, сегодня потребление меда на душу населения в год составляет всего 350 граммов, а по сахару этот показатель достигает 42 кило. При этом по полезным свойствам меду нет равных. Нужно менять культуру потребления этого продукта и приучать к меду с детства, считает Дмитрий Рахматулин, заведующий лабораторией пчеловодства Института плодоводства НАН Беларуси.
— А почему бы не провести в Костромской области, которая является для нас примером, маленький эксперимент по введению меда в школьное питание? — предложил он. — Выбираете один район. По согласию родителей в меню включается мед вместо сахара. Например, в Японии с первого класса дети получают 25 граммов меда ежедневно. У нас в Беларуси был подобный опыт. И официальное заключение — заболеваемость простудными заболеваниями падает.
Предложение белорусских коллег костромские чиновники в сотрудничестве с экспертами обещали рассмотреть.
Еще один способ сделать мед популярным и любимым лакомством — показать прямо на пасеке потенциальным покупателям, как он производится. Так считают представители агротуризма, развивающие пчеловодческое направление в бизнесе. Вадим Саутенков из Нижнего Новгорода сам себя называет пчеловодом выходного дня. По субботам и воскресеньям его пасека на 120 пчелосемей открыта для туристов. Гости приезжают отовсюду. В пчелиной экодеревне они могут почувствовать себя настоящими пчеловодами, своими глазами увидеть все этапы получения меда, узнать о жизни полосатых тружениц и, конечно, отведать тягучей золотой сладости.
— Самое главное — не позиционировать себя продавцом. Вы прежде всего хозяин, который принимает гостей. Не ставьте цель продать мед. Сделайте просто красивую выкладку товара, но не заостряйте на ней внимание гостей. Им должно быть интересно на вашей пасеке. И проявляйте щедрость. Мы каждому гостю дарим пробник меда. У нас экскурсии бесплатные. Но 95 процентов гостей — это мои покупатели. В год мы продаем 18-20 тонн меда, перги — четыре-пять тонн, — рассказал коллегам Вадим Саутенков.
Источник: Российская газета