Форум и премия «Колба» для женщин в науке и технологий https://t.me/kolba_science реализуется при поддержке национального отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» в России («WiN Russia»).

Глава отделения Евгения Еньшина отмечает важность таких встреч для формирования ролевых моделей у будущего поколения молодых ученых и популяризации женщин из сфер науки, и технологий в России. Напоминаем, что подача заявок на премию «Колба» продолжается на сайте мероприятия https://forms.gle/GivZQzsJbtcdcf1J7

Регистрация на форум 19 апреля 2024 https://leader-id.ru/events/442386

В этой статье представляем лауреата премии Колба -2022 в номинации «Юриспруденция» Елизавету Мартьянову – кандидата юридических наук, доцента кафедры гражданского права ПГНИУ; доцента, научного сотрудника кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса ПГНИУ.

— Любовь к науке была у Вас с детства?

— Думаю, что любовь зародилась в связи с посещением университета в школьные годы, когда я первый раз попала на территорию кампуса Пермского государственного университета. Это отдельная территория с корпусами и внутренней инфраструктурой. Помню, как испытала неимоверный восторг, и сердце заклокотало внутри, была в восхищении от атмосферы. Мне это напомнило Хогвартс: много зданий на обособленном участке земли, корпуса, соединённые переходами, в том числе и наземными, подземные ходы… Мне это показалось сказочным.

Потом я поступила на юридический факультет, и мне повезло с преподавательским составом — невероятно вдохновляющие люди, благодаря им мне удалось окунуться в научную деятельность, прочувствовать, как они горят тем, чем занимаются. И тогда поняла, что хочу связать свою жизнь с наукой.

После окончания магистратуры поступила в аспирантуру, моим руководителем стал Антон Геннадьевич Матвеев – наверное, это судьбоносное событие в моей научной карьере. Я благодарна Антону Геннадьевичу за наставничество и поддержку на пути становления в качестве молодого ученого. Надеюсь, что мне удастся пронести любовь к науке через всю жизнь.

— Чем сейчас конкретно Вы занимаетесь?

— Я работаю на двух кафедрах: гражданского права; предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса. С открытием новой сетевой программы магистратуры у нас появились новые дисциплины, поэтому, помимо классических предметов («гражданское право», «экологическое право»), приступила к разработке и ведению курсов «правовое сопровождение стартапов», «цифровизация объектов культурного наследия» и «цифровое право».

В Пермском государственном университете реализуется программа «Стартап как диплом», и это помогает зарождаться многочисленным проектам, которые создаются студентами различных направлений. Так, механико-математический, физический, экономический факультеты активно включены в проектную деятельность, и многим командам требуется правовое сопровождение, так называемый Due Diligence, который может быть обеспечен за счёт привлечения магистрантов юридического факультета, обучающихся на профиле «Интеллектуальные права и право новых технологий».

В рамках внеаудиторной деятельности мы со студентами создали «Комикс о юридических лицах», проводим юридический стендап «Комическое право» для популяризации права, в том числе, среди тех лиц, которые не являются юристами. Также я веду чат-бот «Календариум для юристов» – это образовательный бот для студентов-юристов, и группу в ВКонтакте «Конкурсы и конференции для студентов-юристов».

— Вы затронули тему цифровизации. На ваш взгляд, какие плюсы и минусы при получении знаний в цифровом формате?

— Полагаю, что все процессы четвертой индустриальной революции не могут быть препятствием к получению знаний. Насколько я понимаю нынешнюю обстановку в образовательной среде, напротив, сейчас студенты страдают не от дефицита информации, а от избытка источников информации, ресурсов, в том числе, недостоверных. Не могу сказать, что цифровизация — негативное явление, но она подталкивает нас к выработке дополнительных механизмов защиты, критического отношения к источникам информации, навыка верификации. Для меня цифровизация — это, прежде всего, вызов.

— В вашей группе в ВК Вы размещаете информацию о конкурсах, конференциях, таким образом помогаете студентам преодолевать информационный вакуум, разве он есть?

— Если мы говорим про студенческую среду, то, действительно, ребята сталкиваются с тем, что информации много, но она рассредоточена и не структурирована, поэтому сочла необходимым консолидировать всю информацию в одной группе для удобства и её эффективного использования обучающимся.

Информационный вакуум проявляется в том, что иногда студенты не знают, как и где опубликовать статью, какие возможности для этого есть. Студенты находятся в процессе обучения и работают с информационными ресурсами, с цифровой средой, и по мере их роста у них появляется запрос «где мне себя презентовать, показать свои знания, навыки». Для ответа на эти вопросы и было создано сообщество.

— Какими навыками и знаниями, на Ваш взгляд, должен обладать юрист будущего?

— С тех пор, как было провозглашено, что право – это искусство добра и справедливости, принципиально ничего не изменилось. Я по-прежнему убеждена, что в этом определении «добро» стоит неслучайно на первом месте. Это самое главное человеческое качество, которым должен обладать юрист, второе – это справедливость, ощущение этого чувства должно быть встроено, возможно, даже на генетическом уровне.

В качестве дополнительного навыка стоит называть высокую степень адаптивности. Динамика законодательства и правоприменительной практики обязывает каждого специалиста быть гибким, держать фокус своего внимания на изменениях, как общественных отношений, так и законотворческого процесса. Также необходимо оттачивание навыка критического мышления. С цифровизацией этот навык стал еще более востребованным.

— Критическое мышление – достаточно ли внимание уделяется этому навыку в образовательном процессе?

— Содержание юридических дисциплин с неизбежностью должно формировать у ребят критическое мышление. Например, в рамках курса «Гражданское право (часть 2)» мы со студентами изучаем договорные обязательства. Каждую пару мы читаем учебные договоры, составленные мной с включением недействительных и несогласованных условий. Таким образом, у студентов формируется навык критического анализа каждого пункта договора. Или, например, мы со студентами разыгрываем судебный процесс, в котором задачей сторон является опровержение позиции оппонента, для этого навыки критического мышления также необходимы. Студенты-юристы с первого курса ощущают необходимость в аргументации. Кроме того, на факультете не запрещается, а наоборот, поощряется академическая или научная полемика с преподавателем, что помогает отточить мастерство отстаивания занятой позиции.

— Одним из ключевых навыков юриста Вы назвали справедливость, а что для Вас значит это понятие?

— К XXI веку еще не удалось сформулировать унифицированное и общепризнанное определение этого понятия, но мне ближе всего понимание справедливости как «соответствия деяния и воздаяния».

— Встречаясь с людьми первый раз, не зная их, мы иногда можем определить их профессии по каким-то невербальным признакам: жесты, взгляд, мимика. Как вы считаете, юристами рождаются или становятся?

— Полагаю, что тем самым юристом, про которого я говорила, – добрым, справедливым, готовым служить Фемиде, становятся по зову души, поскольку служить вопреки сердцу весьма затруднительно. В 17 лет очень сложно сделать профессиональный выбор, иногда он обусловлен трендами или решением родителей. Если во время самого обучения приходит осознание сопричастности юридической профессии, то из такого студента может вырасти достойный юрист.

— Самое интересное или необычное в Вашей юридической практике?

— Один юный талантливый комик начал свои выступления в общественных местах с небольшой аудиторией. Затем он обратился в организацию, которая занимается продвижением комиков, для масштабирования своего творчества. В рамках переговоров о сотрудничестве комик предоставил записи своих выступлений, письменные материалы, монологи и прочее. Но в результате соглашение о сотрудничестве достигнуто не было. В дальнейшем обнаружилось, что другие комики, входившие в этот продакшн, стали выступать с материалом, который имел значительные совпадения с текстами, предоставленными героем этой истории. Сначала он обратился ко мне за консультацией с целью понять, охраняются ли его шутки авторским правом и можно ли каким-то образом воспрепятствовать использованию его текстов без его согласия. Мы написали претензию, провели переговоры, и нам удалось этот вопрос разрешить без обращения в суд. Стоит отметить, что сама организация пошла на сотрудничество, что и привело к досудебному урегулированию спора.

— Насколько развита защита авторского права в России?

— Право интеллектуальной собственности достаточно молодой институт, по сравнению, например, с вещным правом, но на данный момент развитие интеллектуального права идёт очень активно. В Российской Федерации был создан Суд по интеллектуальным правам – это специализированный арбитражный суд, который рассматривает отдельные категории споров, вытекающие из отношений, связанных с созданием результатов интеллектуальной деятельности, их использованием и распоряжением правами на них. Несмотря на наличие некоторых правоприменительных проблем, институт защиты авторского права видится конструктивно целостным.

— Какие планы у Вас на ближайшее будущее?

— В настоящее время я занимаюсь исследованием гражданско-правового режима совместного исполнения. Тема связана с определением правового статуса лиц, осуществляющих совместное исполнение, (например, актеры, оркестранты, дирижеры, режиссеры-постановщики), а также с выявлением порядка осуществления исключительного права на совместное исполнение и распоряжения им. Исследование по данному направлению было поддержано грантом РНФ. В ближайшие несколько лет планирую посвятить время изучению обозначенной тематики. Также в планах есть получение образования на механико-математическом факультете.

От редакции: Поздравляем Елизавету с Новым 2024 годом! Желаем Елизавете успешной реализации новых проектов, расширении знаний за счет обучения на механико-математическом факультете!