30 января 2024 года на площадке Международной выставки-форума «РОССИЯ» состоялась панельная дискуссия «Региональные бренды – инструменты повышения инвестиционной и туристической привлекательности региона», организованная Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Советом Федерации.

Модератором диалога выступил глава Роспатента Юрий Зубов. Представители правительственных структур, региональных властей и бизнеса обсудили меры поддержки и продвижения локальных брендов, преимущества и экономический эффект для региона от регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ) и географического указания (ГУ).

Так, на сегодняшний день в России зарегистрировано 335 региональных бренда. Все они стали настоящими «визитными карточками» своих территорий, показателем качества местной продукции. Это, в том числе, результат предпринятых мер. С 2018 года Роспатент совместно с Минэкономразвития и Советом Федерации в рамках трехсторонних соглашений с субъектами помогают последним управлять интеллектуальными правами.

«Крайне важно, чтобы наши региональные бренды развивались опережающими темпами. Власти регионов должны помочь бизнесу выявить традиционную для региона продукцию, имеющую «географическую привязку», и зарегистрировать их в Роспатенте. Мы со своей стороны позаботимся о надежной правовой охране таких региональных брендов и будем всячески содействовать в продвижении», — уточнил Юрий Зубов.

Большое внимание сфере ИС уделяет Совет Федерации, а его Председатель Валентина Матвиенко вопрос развития региональных брендов держит «на карандаше». О перспективах этого института рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, отметившая большую работу, проводимую Роспатентом в регионах. «Наша системная совместная работа с Роспатентом над продвижением региональных брендов будет способствовать экономическому росту в стране. Ведь региональный бренд может помочь создать уникальный образ региона в глазах туристов, что может привести к увеличению их потока и развитию необходимой инфраструктуры. Региональный бренд может также способствовать сохранению и развитию культурного и природного наследия региона, что является важной задачей для сохранения уникальности и оригинальности места», — уверена парламентарий.

Подробнее о влиянии локальных брендов на экономику рассказал заместитель министра экономического развития России Максим Колесников«С точки зрения экономики бренды обеспечивают узнаваемость и стабильный спрос потребителей на товары и услуги, что непосредственно влияет на ВВП страны. Так, Роспатентом уже зарегистрировано порядка 860 тыс. брендов, оформленных как товарные знаки, а ежегодный прирост составляет более 30%. Это хорошая динамика, она свидетельствует о том, что потребителю важно покупать национальное», — пояснил замминистра.

Тему тренда на потребительский патриотизм и регионализацию товарного рынка продолжил руководитель Роскачества Максим Протасов

«Все больше брендов сообщают потребителю о своем месте происхождения, завоевывая как лояльность потребителей домашнего региона, так и создавая дополнительную изюминку для покупателей иных субъектов и стран. Интерес к локальным брендам у потребителей также растёт — для 64% граждан при выборе значимо, что продукты произведены на своей традиционной территории, а более 54% отдают приоритет товарам под региональными брендами. Сейчас Роскачество вместе с Кавказ.РФ проводит сертификацию на получение знака «Продукция Кавказа», оказывает поддержку проектам «Сделано в Москве», «Сделано в Туле» и другим. И в ходе работы мы отчетливо видим, что создание, регистрация и эффективное применение ГУ и НМПТ способно дать дополнительный стимул развитию экономики региона, а также повысить узнаваемость и конкурентоспособность производимой там продукции как внутри страны, так и за её пределами», — рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов.

Региональным опытом по развитию брендов, поддержке местных производителей поделились врио директора Тульского регионального фонда «Центр поддержки предпринимательства» Олег Зайцев и заместитель Председателя Правительства Мордовии Батыр Эмеев. В субъектах создаются площадки для реализации продукции, проводятся конкурсы на лучшие товары, организуется участие в выставках и ярмарках как в России, так и за рубежом. «В целях повышения правовой грамотности наших производителей уникальных товаров в прошлом году при поддержке Роспатента и ФИПС в Мордовии был проведен семинар по вопросам регистрации ГУ и НМПТ. Спасибо ведомству за этот опыт: теперь более активно продолжаем работу по выявлению потенциальных брендов, отражающих связь с нашей Республикой», — поделился зампред.

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин также акцентировал внимание на обязательной поддержке производителей: помимо известных «гигантов» среди них малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Особенно, отмети он, поддержка должна исходить от местных властей, так как локальные бренды, в первую очередь, являются достоянием региона и должны представлять для него интерес.

Отечественные бренды популярны и в других странах. Опыт продвижения бренда за рубежом представил Президент Ассоциации производителей «Русской водки» (АПРВ) Владислав Спирин. Объединение производителей под одним «зонтичным» брендом позволяет более четко контролировать качество продукции и защищаться от конкурентов.

Подводя итог дискуссии, руководитель Роспатента Юрий Зубов поблагодарил коллег за взаимодействие и выразил уверенность в выявлении еще большего количества региональных брендов России совместными усилиями.

Международная выставка-форум «Россия» — это важнейшие достижения страны, собранные на одной площадке. В течение всего времени проведения Выставки гостей ждут культурные мероприятия, насыщенная деловая и образовательная программа. Посетителям представлены экспозиции 89 регионов России, ведущих федеральных ведомств, корпораций и общественных организаций.

Фото: пресс-службы Роспатента

Источник: Роспатент