Объем российской интернет-торговли в первом квартале 2024 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб. При этом почти 97% всех покупок приходится на компании интернет-торговли РФ, а оставшиеся 3% — на трансграничный рынок (это все товары, купленные за рубежом, но не только в иностранных интернет-магазинах). Что же касается онлайн-продаж в отдельных регионах, то его рост в 2-3 раза превысил общероссийские показатели, сообщили «Российской газете» в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Сообщается, что рост онлайн-продаж в отдельных регионах в 2-3 раза превысил общероссийские показатели. Абсолютными рекордсменами роста стали ДВФО и СКФО — совокупные показатели увеличения объемов составили там 65,6% и 68% соответственно, а показатели роста каждого отдельного субъекта в этих округах выше 50%.

Так, на Северном Кавказе наибольшее увеличение объемов онлайн-продаж в Чечне — +112%, в Дагестане — +90%, В Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии 86% и 85% соответственно. На Дальнем Востоке наибольший рост по сравнению с первым кварталом прошлого года на Чукотке — почти 97%, в Бурятии — 90%, больше 70% — на Камчатке, Еврейском автономном округе, в Магадане, Саха (Якутии), почти 70% на Сахалине и Амурской области. Рост объемов продаж больше 45% показали в целом Уральский и Сибирский федеральные округа.

Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж также заметно увеличилась: по итогам года она составляла 13,5%, после первого квартала 2024 года — 14,9%.

По мнению президента АКИТ Артема Соколова, тенденция на усиление роли регионов в онлайн-торговле сегодня становится все более наглядной, также как и возможности e-commerce в доставке огромного ассортимента товаров для жителей всей страны, независимо от географии их проживания.

«Большую роль в этом сыграла активность самих компаний интернет-торговли, развитие логистической инфраструктуры в регионах страны, а также налаживание эффективных партнерских связей и коллабораций. Так, например, коммерческое сотрудничество Ozon и Почты России обеспечило еще более широкий доступ товаров для покупателей в отдаленных регионах, например, на Чукотке рост e-commerce достиг почти 100%», — отметил Соколов.

Заместитель генерального директора Почты России Антон Колударов, в свою очередь, подчеркнул, что синергия логистики и возможностей маркетплейсов позволила дать жителям удалённых и труднодоступных территорий доступ к товарам онлайн-площадок, а также добиться впечатляющих показателей в объёмах заказов. Он выразил надежду, что развитие сотрудничества позволит ещё большему числу жителей России обеспечить себя всем необходимым, а селлерам и российским производителям — расширить бизнес.

По информации АКИТ, топ-10 регионов по объемам онлайн-продаж пока остается прежним: Москва — 17,8%, затем Московская область — 8,5%, далее следуют Санкт-Петербург — 5,95%, Краснодарский край — 5,01%, Ростовская область — 3,01%, Свердловская область — 2,6%, Нижегородская область — 2,14%, Самарская область — 1,97%, республика Татарстан — 1,9%, Красноярский край — 1,8%.

Неизменной осталась и первая пятерка самых популярных товаров в интернете. Так, на первом месте цифровая и бытовая техника — на нее приходится 15,1% от всех покупок (281 млрд руб.), далее мебель и товары для дома — 14,9% (277 млрд руб.), одежда и обувь — 14,6 (271 млрд руб.), продукты питания — 13,8% (257 млрд руб.), и, наконец, товары для красоты и здоровья — 7,6% (142 млрд руб.).

Активным спросом также пользовались категории автозапчасти и автоаксессуары, товары для детей, спорттовары, инструменты и садовая техника, аксессуары и товары для творчества. В общем объеме онлайн-продаж доля этих товаров составляет от 2,5% до 5,5%.

Наибольший рост объемов продаж в первом квартале показали аптеки — 181%, товары для творчества — 176%, инструменты и садовая техника — 133%, ювелирные изделия и часы — 103%, а также автозапчасти и автоаксессуары — 97%.

«То, что в первом квартале 2024 года оборот интернет-торговли вырос почти на 40%, в целом отражает общую тенденцию последних двух лет. Наиболее активно обороты маркетплейсов растут именно в регионах, где они активно налаживали партнерскую сеть и развивали логистику», — отметил в беседе с «РГ» зав. кафедрой предпринимательства и логистики, доцент, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

Он подчеркнул, что общее развитие электронной коммерции в России следует мировым трендам и она входит в топ-10 стран по объемам онлайн-торговли.

«Стабильная экономическая ситуация положительно сказывается на потреблении, а активное развитие маркетплейсами финансовых сервисов, в том числе кредитование и беспроцентные рассрочки, стимулируют увеличение среднего чека», — резюмировал Завьялов.

Фото: Известия/Павел Волков

Источник: Российская газета