1,5 миллиона человек получают травмы, а 36 тысяч человек погибают из-за контрафактных автозапчастей, подсчитали в аналитическом агентстве BrandMonitor. При этом почти четверть автосервисов регулярно сталкивается с контрафактом, а доля владельцев машин, которая этого опасается с 2021 года выросла больше чем в 1,5 раза — сейчас она достигла 74 %.

И хотя речь идет о «бытовом» автотранспорте, проблема контрафакта и фальсификата в полный рост встает и перед обладателями вездеходной техники, где также используются «расходники» и автозапчасти. К тому же в этой довольно узкой нише подделывают и сами транспортные средства — мы в КАЗ «СЕВЕР»   с этим сталкивались. Можно ли избежать проблем и на что обратить внимание в случае вездеходных ТС?

Договоримся о терминах

В практике СЕВЕР мы регулярно сталкиваемся с проблемой неоригинальной, контрафактной и фальсифицированной продукции, особенно, если клиенты пытаются обслуживать и ремонтировать вездеходную технику своими силами. Это понятная ситуация: наша продукция — вездеходы и аэролодки — работают, в основном, вдали от цивилизации, поэтому пойти и купить или заказать запчасть «здесь и сейчас» трудно.

При этом, когда мы говорим о неоригинальной продукции, далеко не всегда речь идет о подделках в широком смысле слова. Существуют OEM-производители, которые выпускают брендированные изделия для крупных компаний и продающие их также под своей маркой на открытом рынке: это вполне законно и такие детали открыто используются наряду с оригинальными. Поэтому, говоря о «пиратах», нужно различать:

✓ контрафактную продукцию — изделия с неправомочным размещением на ней товарных фирменных знаков без разрешения собственников;

✓ товар-имитация — «сходный до степени смешения» с оригинальным продуктом. В этом случае прямой подделки нет, но покупатель вводится в заблуждение копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков (знаменитый Abibas);

✓ фальсификат — не посягает на товарный знак и внешний вид, но в описании и заявленных характеристиках мало реальности.

Во всех трех случаях мы понимаем, что конкретно нарушает закон и потенциальные риски. Другой вопрос, что с контрафактом и (иногда) с имитацией далеко не всегда вообще можно понять без экспертизы, с каким товаром мы имеем дело.

Что точно не является подделкой?

Вопрос сложный, особенно с учетом растущей практики параллельного импорта, когда в принципе трудно отследить происхождение той или иной детали или расходника и полностью ли чиста от контрафакта та или иная партия товара.

А такой ввоз все растет: глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев заявил, что если в 2021 году единиц контрафакта было выявлено 7,2 млн, а в 2022-м, когда стал активнее применяться параллельный импорт, показатель вновь вырос до 8,2 млн и тенденция сохранилась в 2023 г.

Впрочем, в этой ситуации есть и хорошая сторона: сегодня можно однозначно утверждать, что вся техника, серийно выпускаемая в России, имеющая официальные патенты, сертифицированная государственными органами или уполномоченными организациями, снабженная гарантией производителя и возможностью ее реализовать, и которую можно официально поставить на учет в соответствующих структурах (ГИБДД, ГИМС), является оригиналом.

Для техники, которую приходится штатно эксплуатировать и обслуживать в тяжелых условиях, особенно важна серийность. В каждом траке, в каждой аэролодке нет единичных решений, все узлы заводские, имеют повторяющиеся от машины к машине технические характеристики и не содержат экзотических компонентов. Отдельно нужно отметить запчасти и расходники: не всегда ноунейм-продукция является фальсификатом и контрафактом и не выполняет своих функций. Поэтому на практике мы обязательно тестируем комплектующие, выбираем и рекомендуем клиентам лучшие варианты.

В общем и целом, по опыту СЕВЕР, признаки серийности просты:

✓ идентичность конструкций для всего модельного ряда;

✓ наличие официальной нормативной документации, инженерной, технологической, руководство по эксплуатации;

✓ сертификаты, которые можно запросить и проверить.

Наличие всех трех признаков говорит о серийности и, соответственно, о низких рисках оказаться один на один с неработающей машиной при случайной поломке или аварии.

Куда смотреть железному коню?

Для начала, в документы. У серийной техники должен быть целый пакет:

✓ паспорт транспортного средства (ПТС) — без него невозможно поставить транспорт на учет в уполномоченных госорганах;

✓ сервисная книжка с печатью организации, продавшей ТС;

✓ официальная гарантия, тоже с печатью.

Если речь идет о покупке с рук, стоит спросить еще и первичный договор купли-продажи (ДКП) — это поможет понять, где и когда ТС было первый раз официально продано (в ПТС также есть отметка о событии, поэтому такой ДКП опционален). И в нем нужно обязательно проверить:

✓ данные техники (VIN, год выпуска, номер двигателя, мощность и проч.) — они должны полностью соответствовать ПТС;

✓ комплектацию и дополнительное оборудование — возможно, что-то было утрачено или заменено на нештатное.

После проверки документов нужно внимательно осмотреть технику. Лучше всего с разбирающимся в теме специалистом. Потому что в такой ситуации нужно в совокупности смотреть сочетание многих факторов, от самой конструкции до мелочей в зазорах, соединениях. Работу агрегатов и лучше с проверкой 3-5 разных параметров. Признаками подделки или кустарного происхождения является отсутствие маркировок, явные отклонения от геометрии, отсутствие сертификатов и паспортов».

Чем сложнее механизм и условия его эксплуатации, тем более внимательно нужно подходить к выбору и обслуживанию. Здесь, как в футболе, «системность бьет класс»: уникальный образец может показывать отличные характеристики, но полноценно реализовать их в отрыве от авторского контроля невозможно. Соответственно, и добыча экзотических деталей может стать невыполнимым квестом, особенно — в реальных условиях бездорожья. Современная серийная вездеходная техника, демонстрируя впечатляющие возможности, этого недостатка лишена, поэтому последнее слово остается за ней.

Автор: Павел Трыков, директор по развитию КАЗ «СЕВЕР»

Фото: КАЗ «СЕВЕР»

Источник: КАЗ «СЕВЕР»