Российский экспортный центр (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) совместно с Минэкономразвития РФ и представителями индустрии разработает комплекс мер поддержки, включающий адаптацию и дублирование креативного контента. Он будет предполагать синхронизацию мероприятий и стимулирование создания совместных международных проектов. Об этом было заявлено на круглом столе «Экспорт аудиовизуальной продукции: перспективы, инструменты продвижения, меры поддержки», который состоялся 13 декабря в ВЭБ Центре.

На дискуссии обсудили перспективные направления развития российской креативной индустрии: кино и анимационной продукции, продукции видеоигровой индустрии, продвижение видеохостингов. Участники проанализировали существующие возможности и вызовы на международном рынке, а также необходимые инструменты государственной поддержки. В центре внимания были вопросы преодоления барьеров, препятствующих успешному экспорту, и поиск новых форматов и платформ для продвижения российского видеоконтента за рубежом.

Российский экспортный центр примет активное участие в развитии экспорта российской аудиовизуальной продукции, заявила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишин.

«Креативные индустрии — это не просто бизнес, это носители смыслов, формирующие ценности для общества. Кино, анимация, видеоигры — всё это оказывает огромное влияние на международный культурный и экономический ландшафт, и мы видим огромный потенциал для экспорта в этих сферах», — отметила Вероника Никишина.

Особое внимание, рассказала гендиректор РЭЦ, планируется уделить интеграции экспортеров креативного сектора в мероприятия программы продвижения «Сделано в России». В 2025 году РЭЦ проведет серию фестивалей-ярмарок «Сделано в России», и российский аудиовизуальный контент займет в них достойное место.

«Участие в этих мероприятиях позволит решить сразу две задачи: сформировать позитивный образ России и обеспечить узнаваемость российского контента, одновременно создавая возможности для заключения выгодных контрактов на международном уровне», – уточнила Вероника Никишина.

Необходимость системного подхода к развитию экспорта аудиовизуального контента, учитывая его специфику, отметил заместитель Министра экономического развитияРоссийской Федерации Владимир Ильичев.

«Государство заложило прочный фундамент для развития креативных индустрий, приняв Федеральный закон “О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации” и активно поддерживая создание необходимой инфраструктуры на региональном уровне. Однако, для достижения максимального потенциала экспорта креативного контента необходим индивидуальный подход, учитывающий уникальные особенности каждого зарубежного рынка. Экспорт креативного контента — это не просто бизнес, это создание культурных мостов, укрепление международных связей и повышение престижа России на мировой арене. Это уникальная возможность для наших компаний расширить аудиторию, привлечь новых партнеров и открыть доступ к ранее недоступным рынкам», — подчеркнул Владимир Ильичев.

По его словам, за 10 месяцев 2024 года экспорт услуг в сфере культуры и отдыха (включая аудиовизуальную продукцию) составил $156 млн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, но все еще оставаясь на 40% ниже показателя 2022 года.

Директор центра по развитию креативной экономики, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов Екатерина Черкес-заде рассказала, что глобальные потрясения, вызванные пандемией и геополитическим кризисом 2022 года, продолжают оказывать влияние на различные отрасли, приводя, в том числе, к изменению приоритетных рынков. Кинематограф, например, переживает переориентацию на рынки Ближнего Востока и Северной Африки (MENA), а также Латинской Америки (LATAM), которые в 2024 году обеспечивают 46% всего экспорта. В отличие от киноиндустрии, анимация демонстрирует устойчивый рост зарубежных сборов, несмотря на геополитические сложности. Эта отрасль становится ключевым драйвером экспорта аудиовизуального контента, занимая 78% рынка в первом полугодии 2024 года. Рынок игровой разработки также претерпевает изменения, с переориентацией на Юго-Восточную Азию. Тем не менее, Бразилия, Китай, регион MENA и страны СНГ продолжают оставаться основными рынками сбыта.

Кроме того, РЭЦ совместно с Минэкономразвития России предлагают возобновить программу адаптации контента под требования зарубежных рынков. Главная цель всех этих инициатив — определить ключевые рынки для продвижения отечественной аудиовизуальной продукции и обеспечить системную поддержку экспорта со стороны всех заинтересованных ведомств. Это позволит российским кинематографистам, аниматорам и разработчикам видеоигр занять достойное место на международной арене, укрепив позиции России в глобальной культурной и экономической среде.

В рамках круглого стола также обсуждалась необходимость синхронизации международных мероприятий, проводимых различными министерствами и ведомствами, чтобы избежать дублирования и обеспечить максимальную эффективность. В качестве примера успешного сотрудничества был приведен план совместных действий РЭЦ с Правительством Москвы, включающий продвижение московских компаний в Индонезии, Китае и ОАЭ, увеличение их участия в международных мероприятиях, организацию визитов иностранных делегаций в Москву и многое другое.

В дискуссии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, ведущие игроки российского креативного сектора (индустрии кино, анимации, разработчики игр, а также видеохостингов), профессиональных ассоциаций.

Фото: РИА Новости

Источник: Российский экспортный центр