05 марта 2025 года вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров принял участие в заседании коллегии Роспатента. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Вадим Чубаров отметил, что перспективы развития интеллектуальной собственности выглядят обнадеживающими, и важно сохранить этот позитивный тренд, продолжая работу над улучшением законодательства и поддержкой правообладателей. Работа на этом трэке остается одним из приоритетов системы ТПП, так как охватывает, так или иначе, все направления ведения бизнеса.

Эксперты ТПП РФ входят в состав Общественного совета Роспатента, рабочую группу Роспатента по противодействию контрафактной продукции, участвуют в конференциях, проводимых ведомством. Все наши мероприятия по интеллектуальной собственности проводятся с участием представителей Роспатента.

В октябре 2024 года в рамках встреч из цикла «Встречи на Ильинке» у предпринимателей была возможность напрямую задать вопросы, послушать ответы, высказать пожелания руководителю Роспатента Юрию Зубову. Такой диалог проходит регулярно.

Вадим Чубаров коротко остановился также на вопросах, наиболее актуальных для бизнеса в 2025 году:

— Управление нематериальными активами. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и грамотная оценка нематериальных активов позволит бизнесу привлекать дополнительные инвестиции, получать доходы от передачи исключительных прав на интеллектуальную собственность. В рамках запущенного пилотного проекта по кредитованию бизнеса под залог интеллектуальной собственности Правительства Москвы с Роспатентом, Минэкономразвития, Центральным банком России и Сбербанком одному из членов Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности был выдан кредит на 50 млн рублей под 3,5%, а товарный знак был оценен на сумму около 200 млн рублей.

— Палата рассматривает региональные бренды как новые точки роста. При этом их нормативное регулирование, по мнению Палаты, требует донастройки. Региональный бренд – это либо географическое указание (ГУ), либо наименование места происхождения товаров (НМПТ). Однако понятие «региональный бренд» нередко выходит за рамки правового содержания упомянутых двух объектов охраны интеллектуальной собственности. Доработка законодательной базы позволит устранить правовые пробелы и придать развитие института региональных брендов.

Палата также считает, что сейчас возможно зарегистрировать ГУ и НМПТ только в отношении товаров, а сфера услуг остается вне охраны. Развитие регионального туризма в России ставит задачи по охране региональных брендов в сфере туристических услуг.

Необходимо дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры: центров трансфера технологий, центров поддержки технологий и инноваций, в том числе их более активное создании на площадках территориальных торгово-промышленных палат. В настоящее время при 12 ТПП созданы ЦПТИ.

Требуется упростить порядок подачи заявок на патентование изобретений и полезных моделей в странах БРИКС. Необходимо выработать единый перечень документов для подачи заявок, исключить дорогостоящую процедуру легализации документов, предусмотреть возможность патентным поверенным из одной страны подавать заявки по патентованию изобретений и полезных моделей в патентное ведомство желаемой страны БРИКС.

В заседании коллегии Роспатента приняли также участие представители Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Борис ГерасинРуслан МальковОксана Андрюхина.

 Департамент законотворческой деятельности, О.Андрюхина

Источник: ТПП РФ