Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который запрещает бизнесу «втюхивать» дополнительные товары или услуги без явного и однозначного согласия клиента. Документ опубликован на портале правовой информации.

С 1 сентября 2025 года в России вступят в силу поправки к ст. 16 закона «О защите прав потребителей». Согласно изменениям, продавцы больше не смогут навязывать клиентам сопутствующие товары и услуги без письменного согласия. За нарушение этой нормы грозят вполне ощутимые штрафы.

А если потребитель согласен с приобретением (выполнением, оказанием) чего-то сверх изначально заказанного, он должен будет подтвердить это отдельно в письменной форме.

В народе нововведение уже прозвали «законом против банков и автосалонов». Поскольку именно навязывание страховок банками и дополнительных опций продавцами автомобилей уже стали притчей во языцех. Однако это коснется любых бизнесов, в том числе и онлайн-торговли.

Продавцы и владельцы агрегаторов и интернет-магазинов будут обязаны доказывать, что договор с клиентом действительно был заключен. Автоматические отметки о согласии — например, галочки в пользовательских соглашениях — теперь не считаются легитимными.

Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).

Очевидно, согласие на покупку дополнительных товаров и услуг нужно будет оформлять отдельным документом. Покупатель также сможет отказаться от навязанных услуг и потребовать возврат средств. Продавец обязан удовлетворить такую претензию в течение трех дней.

За нарушение новых правил предусмотрены штрафы: до 40 тыс. рублей — за навязывание дополнительных товаров и услуг, до 300 тыс. рублей — за отказ вернуть деньги потребителю.

Требование возвращать покупателю деньги за ненужные дополнительные товары или услуги сводит на нет тактику «или берешь, или уходишь», которую используют некоторые не совсем добросовестные представители бизнеса. Например, не выдают кредит без оформления страховки. Теперь клиент может потребовать возврата денег за нее.

Как пояснял премьер-министр РФ Михаил Мишустин, тактика навязывания дополнительных услуг четко выстроена: человек не сразу понимает, что автоматическая отметка о согласии вынуждает его переплачивать, а при попытке отказаться ему грозят отказом в заключении договора и даже штрафом, или не дают обещанную скидку. Поэтому новый закон требует письменного согласия на получение дополнительных товаров, работ или услуг.

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова отмечала, что под действие закона попадают любые товары, работы и услуги. В том числе распространенная «продленная» гарантия на товар.

Фото нарисовано автором

Источник: oborot.ru