Статистические данные показывают, что наблюдается рост подачи заявок на регистрацию интеллектуальных прав. Летом ожидается еще больший рост за счет того, что заявки смогут подавать физические лица, зарегистрированные в качестве самозанятых. Вместе с этим растет и количество судебных разбирательств по оспариванию регистрации того или иного товарного знака, в том числе и по причине их сходства. Как доказать свои права? Как выиграть суд и кто поможет собрать доказательную базу? Об этом пойдет речь в этой статье.  

Богатый опыт в области подготовки доказательной базы в области защиты интеллектуальной собственности для ведения дел в Роспатенте, Федеральной антимонопольной службе, арбитражных судах и судах общей юрисдикции имеет Лаборатория социологической экспертизы Института социологии РАН. Руководит Лабораторией кандидат социологических наук Иван Владимирович Батыков.

Копилку профессионального опыта составляют более 500 проведенных экспертиз. Сотрудники Лаборатории участвуют в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности. Методики и результаты исследовательской и экспертной деятельности Лаборатории социологической экспертизы Института социологии РАН признаются как надежные и достоверные всеми государственными органами. Итак, разберемся с главным злом, как для предпринимателей, так и для потребителей – регистрацией товарных знаков, сходных до степени смешения. 

Сходство до степени смешения

Товарный знак, коммерческая символика или наименование, дизайн упаковки или оригинальный вид товара – это средства, выделяющие компанию из массы конкурентов и формирующие узнаваемый образ у покупателей. Успешные фирмы довольно часто обнаруживают имитации своих товарных знаков, способные ввести в заблуждение покупателей. Рискуют и молодые компании, пользующиеся коммерческой символикой, сходной с уже существующим на рынке продуктом конкурентов.

Сходство товарных знаков – уровень похожести средств индивидуализации услуг или товаров, при котором потребители не обнаруживают различий между ними, либо уверены в принадлежности сравниваемых товаров или услуг одному производителю.

В законодательстве определение понятию «сходство» дано в пункте 14.4.2. «Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 1995 г. № 989).

В рамках, установленных указанным выше нормативным актом, товарные знаки или иные обозначения могут быть сходны по смыслу, фонетически и графически. Нужно заметить, что сходными до смешения признаются товарные знаки, отличающиеся в некоторых деталях, но вызывающие устойчивую ассоциацию друг с другом.

Спорные вопросы, касающиеся сходства товарных знаков рассматриваются в Роспатенте, Федеральном Арбитражном Суде или в Суде по интеллектуальным правам. Обычно к судебным инстанциям обращаются с иском об оспаривании отказа в регистрации товарного знака, возможны обращения и для защиты компании от недобросовестной конкуренции. Столь же часто рассматриваются дела о введении в заблуждение потенциальных потребителей и по поводу выявления сходства товарных знаков до степени смешения.

Как определить степень смешения товарных знаков?

Решение суда находится в прямой зависимости от признания наличия сходства до степени смешения. Эксперты акцентируют своё внимание не на идентичности деталей или шрифтов, а на общем впечатлении от товарного знака, возникающем у среднестатистического покупателя.

Во многом определение степени сходства до смешения товарных знаков субъективно — строгих и однозначных критериев не существует. Наиболее значимым для суда становится мнение потребителей, определенное в ходе социологической экспертизы или социологического исследования. Именно результаты указанной экспертизы товарного знака на сходство до степени смешения послужат решающим доказательством вашей правоты и помогут выиграть дело.

Для чего нужна социологическая экспертиза товарного знака на сходство до степени смешения?

1. Для защиты товарных знаков, фирменных наименований, коммерческих обозначений, оформления товара, дизайна упаковки и иной интеллектуальной собственности от неправомерного использования сторонними лицами.

2. Для пресечения недобросовестной конкуренции, сопровождающейся введением в заблуждение потенциальных клиентов или подрывом репутации компании через использование сходных до степени смешения товарных знаков.

3. Для разрешения доменных споров.

4. Для отмены или запрета регистрации сходного обозначения.

Во всех случаях выраженного сходства товарных знаков приходится либо защищать свои права в суде, Роспатенте (ФИПС) или ФАС, либо проводить кардинальную переработку торговой марки. Только эксперт может обоснованно утверждать, есть ли между вашим и конкурирующим торговым знаком сходство до степени смешения. А окончательное решение принимают исключительно компетентные  государственные органы

Примеры успешного практического применения социологических исследований

На сайте Лаборатории социологической экспертизы Института социологии РАН приведен внушительный список примеров успешного практического применения социологических исследований как решающих доказательств в делах по сходству до степени смешения.

Коротко расскажем о некоторых судебных процессах, на результат которых повлияли результаты экспертизы Лаборатории.

  1. Арбитражный суд г. Москвы установил, что между товарными знаками «НАТУРКОКСИНУМ» и «ОСЦИЛЛОКОКЦИНУМ» отсутствует сходство до степени смешения. Экспертное заключение, подготовленное Институтом социологии РАН, являлось одним из доказательств отсутствия смешения. Из представленного в дело заключения Лаборатории социологической экспертизы Института социологии РАН следует, что «опасность сходства до степени смешения между рассматриваемыми товарными знаками отсутствует».
  • Арбитражный суд г. Москвы наложил взыскание компенсации с ООО «Дымовское колбасное производство» в пользу ООО «Альянс» за введение потребителей в заблуждение путем выпуска своей продукции в упаковке с обозначением «Дымов», сходной до степени смешения с упаковкой «Сибирская коллекция», выпускаемой ООО «Альянс». Доказательством сходства до степени смешения являлось заключение по материалам опроса, подготовленное Лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН.
  • ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб» добилось решения апелляционной инстанции о прекращении предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству №343166, принадлежащему  ЗАО «ТехноНИКОЛЬ». Представленные заявителем доказательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о наличии опасности смешения обозначений «ПЕНОПЛЭКС» и «ТЕХНОПЛЕКС» в глазах рядовых потребителей широкого спектра товаров и услуг, для которых зарегистрированы спорные товарные знаки. Одним из доказательств послужило заключением главного академического государственного учреждения в области социологии — Лаборатории социологической экспертизы  Института социологии РАН.

Чтобы получить подробную информацию об экспертизе на сходство до степени смешения товарных знаков и защите упаковки или заказать исследование,
позвоните по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).

Лаборатории социологической экспертизы
Института социологии Федерального научно-исследовательского

социологического центра Российской академии наук
+7 495 662 97 95
https://socexpertiza.ru/confusion.php?ref=LdtCKa6Zj

Реклама

Номер регистрации креатива LdtCKa6Zj