Аналитическое агентство Gruzdev Analyze подготовило аналитический доклад о состоянии рынка автозапчастей и пришло к выводу, что доля контрафактных автозапчастей на российском рынке в 2022 году выросла в два раза и достигла рекордных 28%.  Прогноз на следующий год неутешительный. Нас ждет дальнейший рост числа подделок. Достаточно подробно разобрался в ситуации NEWS.ru. 

Принятие постановления Правительства о параллельном импорте давало надежду, что добросовестные торговые и сервисные организации насытят рынок качественными автозапчастями. Но всегда находятся те, кто испортит любое полезное начинание. Ситуация с подделками существенно ухудшилась. Об этом свидетельствует статистика, озвучиваемая и ведущими мировыми автоконцернами, и независимыми экспертами. Под ударом оказались все товарные группы: колесные диски, подушки безопасности, фары или компоненты подвески.

Самое страшное в этой ситуации в том, что поддельные автозапчасти  угрожают жизни и здоровью людей. Детали тормозной системы, изготовленные из некачественного сырья, увеличивают тормозной путь. Тормозные колодки могут содержать токсичные вещества, такие как свинец и мышьяк. Некачественные лобовые стекла подвержены деформации и могут трескаться даже при проезде по неровностям. Воздушные фильтры нередко изготавливаются из легковоспламеняющихся материалов. Список можно продолжать без конца.

Конфискации не спасают

Автопроизводители борются с контрафактом. Из оборота изымается все большее количество подделок. Volkswagen сообщил о конфискации в ходе рейдов и таможенных разбирательств в 2021 году поддельных запчастей на сумму около 14 млн. евро (запчасти для легковых автомобилей и коммерческой техники только под брендом Volkswagen). Это почти в два раза больше, чем в 2020 году, когда было конфисковано товаров примерно на 8 млн. евро.

Продолжает увеличиваться и глобальная торговля контрафактной продукцией Mercedes-Benz. В 2021 году во время более чем 650 рейдов было изъято 1,86 млн. подделок. По сравнению с предыдущим 2020 годом это почти на 6% больше. Производитель с сожалением констатирует: ни одна деталь, ни один аксессуар не застрахован от подделывания. Среди выявленных имитаций — декоративные звезды Mercedes, свечи зажигания, детали, используемые для регламентного технического обслуживания, и даже коврики.

Контрафакт бывает разный

Различают два основных типа контрафакта как нарушения прав правообладателя. Первый — это в чистом виде подделка, когда под известным брендом продается товар, изготовленный неустановленным способом. Такого контрафакта на рынке сравнительно немного. Результаты исследования Gruzdev-Analyze говорят о 3% в этом году. Однако динамика устрашающая — еще в 2021 году долю таких подделок оценивали менее чем в 1%. То есть рост — почти в 4 раза.

Наиболее тяжелое положение, по данным экспертов, в сегменте моторных масел и технических жидкостей. В Gruzdev-Analyze сообщили о 18% подделок в этом отдельно взятом сегменте.

Второй тип контрафакта — это так называемая брендовая мимикрия. Когда, например, вместо хорошо известного на рынке KYB, на этикетке написано КУВ. Общий дизайн упаковки, товарного знака в таких случаях очень похож на оригинальный. Количество такого контрафакта во много раз выше — 25%, по данным Gruzdev-Analyze. Это обусловлено тем, что мошенников сложно уличить в подделывании и привлечь к ответственности. Чтобы вывести пирата на чистую воду, надо изымать продукцию, проводить следственные мероприятия, исследования, инициировать судебное разбирательство. Ведь только в суде можно доказать «схожесть до степени смешения» и, следовательно, факт фальсификации.

Ситуация усложняется еще и тем, что страна происхождения, как правило, не скрывается. А зачем ее скрывать, когда производство стало интернациональным и традиционные европейские, японские или американские бренды могут производиться в странах Юго-Восточной Азии или Китае.

Безрадостная перспектива

В следующем году, по прогнозам Александра Груздева, доля чистых подделок вырастет еще примерно в 2 раза, до 5–6%, а «мимикрия» рискует заполонить треть рынка автомобильных товаров. Это произойдет, если правоохранительные органы не поставят заслон подделкам. В таком случае параллельный импорт вызовет на рынке полный беспредел, предупреждают эксперты.

По мнению экспертов, сейчас, по сути, дан зеленый свет подделкам всех мастей. При этом выявлять фальсификаты после ввоза в Россию уже крайне сложно из-за ограничения деятельности и закрытия представительств иностранных компаний. Для преследования нечестных поставщиков и производителей по закону нужно иметь связь либо с правообладателем, либо с тем, кто достаточно компетентен, чтобы засвидетельствовать мошенничество.

Главная боль — онлайн-торговля

Последние два года пандемии и связанных с ней разнообразных ограничений дали хороший стимул пиратам в расширении своих каналов сбыта. Они все чаще использовали онлайн-платформы и социальные сети. Ведь поддельные автокомпоненты могут быть размещены в интернете в кратчайшие сроки и проданы практически моментально. Поэтому, например, Mercedes-Benz расширил меры по борьбе с контрафактом в Сети. Результат не заставил себя ждать — в 2021 году с онлайн-платформ было удалено более 126 000 поддельных товаров бренда.

Внимание и еще раз внимание

Что можно посоветовать автовладельцам? После весенней турбулентности цен рынок запчастей стабилизировался. Если вы видите популярную позицию, цена которой в рознице на 20% или еще дешевле среднего предложения, это должно насторожить. Наиболее остро проблема контрафакта наблюдается в товарных группах с высоким оборотом, но узким ассортиментом. Это, например, масла, лампочки и так далее.

К тому же надо понимать, что у профессиональных продавцов гораздо больше опыта, по большей части они хорошо умеют отличать подделки от настоящих деталей, поэтому мошенникам сложно их обманывать. Да и вряд ли добросовестные стационарные магазины и СТО будут рисковать своей репутацией ради краткосрочной выгоды.

При онлайн покупке, не поленитесь и перейдите на страничку продавца. Явный признак подделки, если в его ассортименте всего несколько позиций, а сама организация зарегистрирована недавно. И, конечно, сотрудника точки выдачи, автомагазина или СТО следует попросить открыть коробку и продемонстрировать запчасти. Внимание к мелочам — гарантированный способ отличить контрафакт от настоящей детали.

Фото: shutterstock

Источник: NEWS.ru. 

Добавить комментарий