Маркетплейсы готовятся создать черный список продавцов нелегальной продукции — он может появиться уже во II квартале этого года. Речь идет о товарах, которые подлежат обязательной маркировке. Об этом «Известиям» рассказали в Центре развития перспективных технологий.
Ранее общественники выяснили, что до половины продавцов на крупнейших площадках предлагают нелегальную продукцию. Чаще всего речь идет об обуви, одежде и парфюмерии. Площадки предлагают блокировать торговцев контрафактом, этот механизм обсудят с ФАС.
Проверить марку
Уже во II квартале маркетплейсы начнут отправлять в черный список продавцов нелегальных товаров. Речь идет о реестре недобросовестных поставщиков. Все площадки получат доступ к такому перечню, а значит, смогут оперативно блокировать нарушителей.
Как рассказали «Известиям» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки), который принимает участие в создании такой системы, этот вопрос уже обсуждают со всеми платформами, а также тестируют с «Яндекс Маркетом».
На практике это будет работать так: площадки начнут фильтровать продавцов, используя данные системы маркировки товаров. Сейчас в РФ под обязательную идентификацию продукции кодами попадают, в частности, обувь, изделия легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. Если продавец нарушит правила маркировки (например, не пройдет регистрацию в системе, не разместит на товаре идентификационный код и так далее), то маркетплейс узнает об этом автоматически. Предпринимателя занесут в черный список. Идея состоит в том, чтобы заблокировать его на площадках, — доступ к перечню будет у всех ресурсов, поэтому нарушитель не сможет торговать на крупных маркетплейсах.
В ЦРПТ уточнили, что в случае реализации такого подхода цены на товары не вырастут: сверка информации будет происходить автоматически, а доля рынка легальных торговцев вырастет. О желании присоединиться к инициативе уже заявили несколько крупных игроков рынка.
Ранее «Известия» писали, что «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) в начале года провела мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках. В итоге доля нелегальных торговцев парфюмерии на Wildberries достигла 66%, воды — 58%, обуви — 47%. На Ozon этот показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на «Яндекс.Маркете» — 4–7%. То есть покупателям доступны подделки или незаконно ввезенная продукция, пояснили «Известиям» в «Общественной потребительской инициативе». Чаще остальных в сети предлагают нелегальные обувь, одежду и парфюм, уточнили в ОПИ.
— Да, мы обсуждали с ЦРПТ взаимодействие в части обмена данными о товарах с нарушениями маркировки и о продавцах, пренебрегающих обязанностью передавать сведения в систему ЦРПТ «Честный знак», — сказал «Известиям» президент АКИТ Артем Соколов. — Сейчас мы изучаем предоставленные ЦРПТ статистические данные, чтобы в дальнейшем предметно обсудить формат возможного взаимодействия и технические особенности его реализации.
В Минпромторг инициатива пока не поступала, сказали «Известиям» в ведомстве. Ее рассмотрят при получении, добавили там. «Известия» направили запросы в «Яндекс Маркет», Ozon и Wildberries.
Антиконтрафакт
Онлайн-торговля готова блокировать продавцов контрафакта на своих площадках. АКИТ обсудит это предложение с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), уточнил Артем Соколов. Пока законодательство не позволяет агрегаторам это сделать. ФАС еще не получила официальное предложение, отметили в службе «Известиям», хотя антимонопольщики уже начали работу по «борьбе с контрафактом, в том числе при продаже товаров через интернет».
— Идея — разработать механизм, который позволит тормозить работу тех поставщиков, которые замечены в размещении предложений о продаже контрафакта. Также необходим порядок восстановления их деятельности в перспективе, — пояснил Артем Соколов. — На практике это будет выглядеть так: если агрегатор фиксирует нарушение, то он блокирует продавца на три месяца, повторное нарушение правил чревато отказом в размещении товара на всех площадках сразу.
Сейчас маркетплейсы блокируют карточку с контрафактным товаром. По данным АКИТ, с августа 2022 года площадки получили более 2 млн. обращений: после документарных проверок компании подтвердили почти 25 тыс. нарушений в части контрафакта, их заблокировали.
Маркетплейсам сложно анализировать товары, ведь это огромный массив информации, если в обычном магазине десятки тысяч наименований, то на этих ресурсах — миллионы, сказал «Известиям» вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов. Через агрегаторы проходит заметное количество контрафакта, это большая проблема, тем более контроль осложняется ситуацией с параллельным импортом, заметил он. Плюс не все продавцы маркетплейсов следят за продукцией — оригинальная она или подделанная. Поэтому агрегаторам придется идти на расходы, увеличивать штат, чтобы минимизировать и полностью избавиться от нелегального товара на своих площадках, уверен он.
Площадки в силу своей бизнес-модели получают прибыль с реализации каждой единицы продукции, поэтому можно предположить, что они не заинтересованы в сокращении числа продавцов и товаров, заметил глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Действенный способ фильтрации — это независимый автоматизированный контроль поставщиков и ассортимента, уверен он. При этом брать за основу данные о нарушителях из системы маркировки — безусловно, правильная мысль, согласен эксперт.
Источник: Известия