После начала СВО практически каждый день разные бренды заявляли, что они уходят из России. Среди них магазины одежды, товаров для дома, стриминговые сервисы, музыкальные лейблы, кинокомпании и владельцы программного обеспечения.
Что изменилось в мире интеллектуальной собственности, в какую сторону движется судебная практика в этой сфере, произойдет ли расцвет пиратства и станет ли проще российским компаниям развиваться на внутреннем рынке из-за ухода брендов — Право.ru рассказали эксперты. 26 октября 2022 года на портале «Право.ru» опубликован подробный анализ ситуации. Мы приводим лишь некоторые мнения экспертов.
После начала СВО и ответных санкций недружественных государств многие привычные сервисы, которые люди используют как для отдыха, так и для работы, стали недоступны в России. Так, одна из самых популярных стриминговых кинокомпаний Netflix приостановила деятельность в знак протеста из-за ситуации на Украине. Музыкальный стриминговый сервис Spotify прекратил работать в России из-за того, что приняли закон о фейках про армию.
Как пишет РБК, компания заявила, что закон ограничивает доступ к информации, «ликвидирует свободу выражения мнений и криминализирует некоторые виды новостей». Все это угрожает безопасности сотрудников Spotify и пользователей сервиса. Сервис для дизайна Canva тоже перестал работать в России из-за конфликта на Украине.
Операции с Россией приостановили звукозаписывающие компании Sony Music Group и Warner Music Group, а еще медиахолдинг WarnerMedia, куда входят Warner Bros., CNN, HBO и HBO Max, как пишет «Коммерсант». Кроме того, с российского рынка ушли такие бренды массмаркета, как H&M, COS, Arket, & Other Stories, Monki и Weekday.
Эти действия повлияли на вопрос об интеллектуальной собственности (ИС) в России как в сфере авторских и патентных прав, так и в отношении прав на средства индивидуализации. По данным Роспатента за 2022 год, меньше иностранных компаний хотят регистрировать свои бренды в России. Но зато стало больше российских лиц, которые стремятся защитить свою ИС.
Например, как сообщает «Коммерсант», отечественные бренды одежды Lime и «Стокманн» планируют войти в сегмент рынка товаров для дома, а владелец сети магазинов одежды Lime Дмитрий Хохлов в конце июля подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака Lime Home.
Как изменилась интеллектуалка после начала СВО
Андрей Червяков, юрист NEVSKY IP Law , отмечает, что в России легализовали параллельный импорт. До марта 2022 года его запрещала ст. 1487 ГК. Согласно правилу, если товар ввели в оборот с разрешения правообладателя, это не нарушало исключительное право на товарный знак. Но в марте правительство решило не применять положения этой нормы в отношении некоторых категорий товаров. «Отныне реселлеры вправе закупать за границей оригинальные товары определенных производителей, которые могут вовсе не присутствовать в России, а затем выводить их на российский рынок без согласия производителя», — разъясняет эксперт.
Дмитрий Марканов, управляющий партнер Patentus , отмечает, что из-за молчания правообладателей таможенные органы не приостанавливают ввоз таких товаров. Это приводит к отсутствию обеспечительных мер, то есть эту продукцию не арестовывают.
Изменили и регулирование принудительных лицензий на патенты, обращает внимание Марканов. Теперь правообладателям из недружественных стран не будут выплачивать компенсацию, если объект ИС использовали без согласия патентообладателя, объясняет юрист. Помимо этого, по указу Президента от 27.05.2022 № 322 теперь с правообладателями из недружественных стран рассчитываются с помощью специального рублевого счета «О». Его открывает должник в уполномоченном правительством банке.
В судебной практике мало что изменилось, отмечает Кирилл Никитин, руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Суд по интеллектуальным правам в основном не допускает каких-либо отклонений от ранее принятых правил и позиций. Нашумевший кейс «Свинки Пеппы» так и остался мемом и не получил широкого распространения, отмечает эксперт. В этом деле первая инстанция отказала иностранной компании в иске за нарушение ее интеллектуальных прав российским ИП со ссылкой на недружественное происхождение фирмы, но апелляция отменила это решение (дело № А28-11930/2021). Тем не менее предприниматель подал в СИП кассационную жалобу, но там согласились с выводом апелляции. Суды продолжают выносить решения в пользу иностранных правообладателей, среди которых есть и резиденты недружественных стран.
В качестве примера эксперт приводит спор The Coca-Cola Company vs «Напитки из Черноголовки-Аквалайф» (дело № СИП-353/2022). 11 октября 2022 года СИП удовлетворил требования Coca-Cola, хотя ранее фирма объявила об уходе с российского рынка. Иностранная компания была против того, чтобы товарному знаку «Фантола» (№ 712275), который принадлежит «Аквалайфу», предоставляли правовую охрану. Исходя из этого, Никитин приходит к выводу, что суды оказались менее восприимчивы к эмоциональным политико-экономическим триггерам, чем ожидало большинство специалистов.
А как повлияла на ИС частичная мобилизация?
Эксперты сошлись во мнении, что частичная мобилизация в целом не повлияла на сферу ИС. Червяков объясняет, что за прошедший месяц в этой отрасли не приняли ключевых решений.
При этом Марканов обращает внимание на восьмой пакет санкций, который принял ЕС. Это сделали уже после того, как объявили мобилизацию. Из-за очередных ограничений российские компании не смогут обратиться за помощью к иностранным юрфирмам.
Проблемы и риски для российских компаний после начала СВО
Среди проблем эксперт Зурабян выделяет то, что IT-гиганты стали нарушать права многих компаний, прежде всего СМИ. Это и блокировка ютуб-каналов, и удаление приложений из магазинов. Например, после того как в России объявили частичную мобилизацию 21 сентября, из AppStore пропало приложение VK (позже его вернули). Зурабян отмечает, что подобные нарушения прав российских субъектов часто не связаны с санкциями в отношении конкретных лиц. То есть это уже самостоятельные «санкции» со стороны IT-гигантов.
Подробнее с обзором можно познакомиться на «Право.ru» https://pravo.ru/story/243396/