10 мая Международный молодежный юридический форум, проходящий в стартовый день XI Петербургского международного юридического форума, открылся сессией «Модное право»: регулирование индустрии моды и креативных индустрий.

В ходе дискуссии спикеры осветили проблемы, с которыми сталкиваются дизайнеры, люди творческих профессий и индустрий, а также рассказали о правовых инструментах, направленных на защиту этой сферы.

В настоящее время российский рынок современной моды в целях развития и приобретения конкурентоспособности должен учитывать те модные тренды и тенденции, в которых Россия на 2-3 года отстает от европейских стран.

Модное право — это не только комплексное явление, но и междисциплинарное.  Правовая ситуация в сфере моды регулируется многими отраслями права, но, прежде всего, гражданским правом (защита авторского права, вопросы трудового права), административным правом (вопросы ответственности), коммерческим правом (вопросы коммерциализации результатов).

Декан факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина» Светлана Грачева поделилась своими соображения о том, что такое мода и какое место она занимает в современном мире. Она предлагает различать два вида моды: мода как высокое искусство и мода как индустрия. Спикер считает, что существует большой разрыв между достижениями высокой модой и масс-модой. «Те, кто владеет маркетинговыми технологиями и искусством рекламы могут пробиться в систему креативной индустрии более успешно, а творческому человеку, владеющему только ремеслом, сделать это намного сложнее. Необходимо создать условия, в которых творческие люди могли бы реализовать свой настоящий потенциал и донести свои достижения до широких масс», — отметила Светлана Грачева.

Тему модного права продолжила председатель правления Группы компаний Fashion Hub Russia,  член генерального совета Международной ассоциации байеров International Buyers Hub Валентина Ростовщикова. По ее словам, «развитие наших модных брендов происходит вопреки всему, а модная индустрия – самая незащищенная в правовом смысле». Спикер считает, что отрасль не защищена, практически, на всех стадиях: отсутствует понимание того, как работает бренд на рынке; отсутствует экспертиза, что не позволяет этот бренд защитить; сложно понять, как привлечь инвестиции на разработку бренда и т.п.». Нет единого ведомства, которое курировало бы эти направления. Она предложила создать Агентство, которое бы занималось продвижением этого бизнеса и сформировать экспертное сообщество, которое бы занималось аудитом брендов. Также Валентина Ростовщикова подчеркнула необходимость создать условия для правовой защиты как заказчиков, так и самих брендов.

В ходе сессии были подняты вопросы плагиата, защиты авторских прав и собственных технологий; вопросы регистрации торговой марки и патентования промышленных образцов.

Адвокат, старший юрист практики интеллектуальной собственности и разрешения споров BGP Litigation Анастасия Дудко перечислила четыре основных направления в области охраны интеллектуальных прав в модной индустрии – это авторское право, регистрация товарных знаков, патентное право и защита секретов производства (собственные ноу-хау).

По мнению участников сессии, проблем правового характера в индустрии моды достаточно много, и новые правовые инструменты в этой быстроразвивающейся отрасли – необходимы.

Источник: Росконгресс