16 февраля 2024 года на очередном заседании Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам запланировано обсуждение подходов к оценке охранососпособности фотографических произведений как объектов авторского права.

Заседание совета пройдет в рамках XII Международного юридического форума «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» на базе Московского государственного юридического университета им. Кутафина

Предлагается обсудить следующие вопросы.

1. Какие обстоятельства могут учитываться при анализе охраноспособности фотографических произведений? При каких обстоятельствах можно считать, что при создании фотографии реализовывались творческие способности автора, в фотографии отражена его личность?

2. Зависит ли охраноспособность фотографий как объектов авторского права от цели и момента их создания, от объекта и средств съемки? Какие особенности следует учитывать при оценке охраноспособности, в частности фотографий:

а) событий, образующих информационный повод (например, авария, стихийные бедствия и т.п.), спортивных или культурных мероприятий (футбольный матч, празднование дня города и т.п.);

б) товаров для продажи онлайн, рекламы и т.п.;

в) созданных с помощью аппарата, настроенного на автоматическую съемку, например природы (если да, то в чем разница такой съемки природы и съемки видеорегистратора); г) полученных в рамках медицинских исследований, в том числе с помощью диагностического оборудования (рентген, компьютерная томография и т.п.);

д) созданных органами государственной власти в ходе выполнения публичных функций (например, правоохранительными органами) или подведомственными им учреждениями (например, судебными экспертами);

е) достопримечательностей, запечатленных с часто используемых ракурсов;

ж) двухмерных объектов изобразительного искусства (живопись, графика);

з) документов.

3. Как определить количество объектов авторского права при создании фотографий в режиме серийной съемки, когда указанные фотографии не имеют видимых различий/практически идентичны, или при создании фотографий в рамках одного творческого процесса в одно время, в отношении одного объекта сьемки (например, товара)?

4. Какие обстоятельства следует учитывать при установлении авторства фотографического произведения? Какая деятельность при 2 создании фотографий является творческой и дает основание для признания авторства?

Например, за кем следует признать авторские права, если лицо предоставило фотоаппарат с установленными этим лицом настройками, но фиксацию объекта съемки осуществляет другое лицо (нажатие на затвор камеры); лицо управляло беспилотным летательным аппаратом, выполняющим техническую функцию подъема фотокамеры на определенную высоту и нажатие с помощью пульта управления на затвор фотокамеры, а другое лицо выбрало место, время ведения и угол съемки, освещение; камера принадлежит одному лицу, оно выбирает ракурс съемки, осуществляет контроль за съемочным процессом, но фиксацию осуществляет другое лицо.

5. Возникает ли самостоятельное исключительное авторское право на фотографию, созданную по образцу другой фотографии, т.е. фотограф выбирает тот же объект съемки, подбирает параметры, ракурс, настройки камеры исходя из имеющейся фотографии, созданной другим лицом?

К этому заседанию Суд по интеллектуальным правам подготовил справку о российском опыте и о подходах в отдельных зарубежных правопорядках.

Эта справка – не готовый проект рекомендаций, а лишь некоторые вводные, от которых можно отталкиваться при обсуждении.

Текст справки доступен по ссылке.

Источник: Журнал СИП