Английский производитель ирригаторов и расходников к ним нашел на Яндекс Маркете подделки своих товаров и потребовал с селлера огромную компенсацию. Под общим артикулом продавались не только товары с брендом Rigel, но суды не приняли это во внимание. Только в высшей инстанции продавцу удалось отстоять справедливость.

Британская компания Rigel Premium Accessories LLP производит средства для ухода за зубами. Ее представители обнаружили, что на Яндекс Маркете продаются контрафактные ирригаторы Rigel и отбеливающие полоски для зубов.

Они сделали контрольную закупку, купив ирригатор и полоски, убедились, что это «левак». А затем обратились к селлеру с претензией, требуя прекратить торговлю контрафактом и выплатить компенсацию.

Продавец — индивидуальный предприниматель — претензию просто проигнорировал.

Тогда правообладатели обратились в Яндекс Маркет и потребовали предоставить им информацию, сколько товаров и на какую сумму было продано под данным артикулом.

Маркетплейс предоставил эти сведения.

По расчету правообладателей, селлер реализовал контрафакт на 4,5 млн рублей. Соответственно, они обратились в суд, требуя от селлера выплатить им компенсацию 9 млн рублей — двойной размер реализованного товара.

Но дело в том, что контрафакт на Яндекс Маркете продавали под общим артикулом. Кроме Rigel, там были товары и других брендов — Sigil, Relly, Gooddy, которые в рамках этого процесса не были признаны контрафактными.

Суд первой инстанции решил, что из-за этого достоверно рассчитать компенсацию будет невозможно, и присудил истцу компенсацию только за два купленных им товара в сумме 1316 рублей (2 товара по 329 рублей в двойном размере).

Кроме того, селлеру запретили впредь торговать этим контрафактом, также была взыскана неустойка.

Правообладатель не согласился с этим решением и обратился в апелляционный суд, затем рассмотрение дела состоялось в кассационной инстанции — суде по интеллектуальным правам.

Вышестоящие суды пересмотрели решение суда первой инстанции и взыскали с продавца двойную стоимость всех товаров, которые он успел продать на онлайн-площадке. То есть требуемые изначально 9 миллионов рублей.

Вышестоящие суды решили: раз выделить товары Rigel невозможно, то расчет правообладателя — все товары, проданные под общим артикулом, — единственно возможный.

В Верховном суде селлер доказывал, что определять сумму возмещения по количеству проданных под общим артикулом товаров несправедливо, ведь среди них были не только контрафактные товары.

Экономколлегия поддержала селлера. Верховный суд отметил, что истец не смог обоснованно доказать размер заявленной компенсации, хотя сам выбрал такой способ защиты своих прав.

Существует два способа расчета компенсации за нарушение интеллектуальных прав.

Первый предусматривает компенсацию за каждый товарный знак. Она по закону может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и остается на усмотрение суда. В подавляющем большинстве случаев суд назначает минималку — 10 тысяч рублей за наименование.

Второй способ — правообладатель требует компенсацию, которая равна двойной сумме за весь проданный контрафакт. Но тогда он должен доказать суду, почему ему должны заплатить именно эту сумму. Здесь важным фактором являются документы, подтверждающие количество реально проданного товара, на котором был незаконно размещен товарный знак.

В данном деле постановил Верховный суд, истец не смог предоставить такие документы и обосновать свои требования. Потому что он доказал продажу только двух контрафактных товаров. Все остальные под данным артикулом могли быть проданы под другим брендом.

Кроме того, в отношении иностранцев из недружественных стран действует специальный порядок расчетов, которые суды также не приняли во внимание. А Великобритания – одна из самых недружественных стран. При новом рассмотрении все эти обстоятельства необходимо будет учесть, постановил суд.

Дело направили на пересмотр в суд первой инстанции.

Поскольку суд первой инстанции уже принимал решение в пользу селлера наверняка при поддержке Верховного суда, он повторит его и в этот раз.

Источник: oborot.ru