Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала новый региональный бренд «Симбирцит». Теперь те, кто хочет производить и продавать товары под таким названием, должны выполнить определенные условия. Нарушителям грозит штраф до 5 млн рублей.
Уникальный бренд
В этом году Роспатент зарегистрировал десять новых региональных брендов: пять из них относятся к народным промыслам и производству, пять — к пищевой продукции. Как рассказал руководитель федеральной службы Юрий Зубов, регионы России богаты своими традициями, имеют огромный этнокультурный и экономический потенциал, и дополнительный импульс для его развития могут придать уникальные бренды:
— Они украсят визитные карточки регионов, станут их проводниками на потребительских рынках. Наличие известных продуктов способствует привлечению туристов. Государственная регистрация регионального бренда подтверждает качество продукции и выступает серьезным инструментом для экономического развития территорий, создания новых туристических точек.
Линейку российских региональных брендов в 2025 году пополнили новые игроки: восемь из них относятся к географическим указаниям (ГУ) и два – наименования места происхождения товара (НМПТ). Это Плешковская глиняная игрушка (Ливенский район Орловской области), башкирские паласы, «Тюменская водка», минеральная вода «Тарханская-4» из Татарстана, «Мичуринский» сыр из Тамбовской области, Ирбитское молоко из Свердловской области, «Завитинский мед» из Амурской области и «Симбирцит».
«Это поделочный полупрозрачный камень жёлтых и красноватых оттенков. Внешне он может быть похож на янтарь или карнеол, легко обрабатывается и полируется. В Ульяновской области производство изделий из него является народно-художественным промыслом», — так описывается камень на сайте Роспатента.
Региональный бренд был зарегистрирован благодаря содействию сенатора РФ Айрата Гибатдинова, который занялся этим в соответствии с протокольным поручением Совета Федерации.
— Бренд будет включать в себя не только сам минерал, но и различные товары, связанные с ним. Это могут быть ювелирные изделия, сувениры, предметы интерьера и многое другое. Регистрация позволит контролировать использование названия и символики симбирцита, — пояснил Гибатдинов.
Прописали, как собирать и обрабатывать
В документе, который зарегистрировал НМПТ «Симбирцит», указано описание камня, его особые свойства, способ производства товара со всеми стадиями, от сбора и полировки до полирования, контроля качества и отправки на склад готовой продукции.
Сейчас официальным производителем товара из симбирцита в Ульяновской области является ООО «Аммонд», который участвовал в подготовке заявки в Роспатент. Генеральный директор предприятия Владлена Натариус отмечает, что регистрация НМПТ дает бо́льшую узнаваемость региона, дополнительную точку притяжения и привлекательность:
— Симбирцит — единственный бренд, который является региональным. Мы создали систему, как его обрабатывать, подали заявку как официальные производители товара из местного материала. В отличие от товарного знака, который принадлежит частному лицу, НМПТ привязан к региону. Помимо нашего предприятия, есть и мелкие мастерские, которые работают с этим камнем. Но теперь те, кто хочет заниматься обработкой симбирцита, должны пройти тот же путь, что и мы: подтвердить, что у них есть лицензия на сбор камня, указать, где он добывается и как обрабатывается. Интересно, что официальная торговая марка Симбирцит Simbircit была зарегистрирована 7 ноября 2022 года — ее правообладателем является ООО «АртДент».
Исключительное право действует до 7 июля 2032 года. В Железнодорожном районе Ульяновска работает стоматологическая клиника «Симбирцит» (ранее она называлась «АртДент»). По словам Владлены Натариус, давать такое название медучреждению или, например, мебельной фабрике, при условии регистрации торговой марки, можно — запрет действует лишь для товаров, связанных с камнем.
Изъять и уничтожить
Партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин рассказал об особенностях региональных брендов.
— Это не юридический, а, скорее, экономический термин, под которым обычно понимают обозначение некоего товара, происходящего с определенной территории и обладающего особыми свойствами. Самые известные примеры — Тульский пряник, Вологодские кружева, Гжель, Ессентуки. В законодательстве же (часть 4 ГК РФ) такие обозначения товаров называются «наименования мест происхождения товаров» и «географические указания». В этом случае название «Симбирцит» зарегистрировано и охраняется в качестве наименования места происхождения товара.
В государственном реестре указано, для какого товара используется это название (самоцвет симбирцит и изделия из него), где он производится (Ульяновский район и город Ульяновск), какие у него особые свойства и способ производства. Поэтому самоцветы и изделия из них под названием «Симбирцит» могут изготавливаться только в городе Ульяновске или в Ульяновском районе одноименной области. Если товары произведены не в этих местах, или их свойства отличаются от указанных в государственном реестре, то это будет являться нарушением права на наименование места происхождения товара.
Эксперт уточнил, что каждый, кто готов добывать в указанном регионе самоцветы либо изготавливать из них изделия с указанными в реестре свойствами и желает назвать их «Симбирцит», вправе и обязан сначала зарегистрировать в Роспатенте свое право на это. Использование названия «Симбирцит» без такой регистрации будет нарушением, даже если товары происходят из того же региона и имеют те же свойства.
Если камень был добыт в Ульяновском районе, но изделия изготовили за пределами этой территории, использовать наименование «Симбирцит» также недопустимо. Это не будет соответствовать указанным в реестре сведениям о месте происхождения изделий из этого камня. В этом случае придется использовать какое-нибудь иное название, несходное с этим наименованием места происхождения. За нарушение права на наименование места происхождения товара и изготовителю, и продавцам грозит изъятие и уничтожение товаров, а также взыскание компенсации в пользу тех, кто свое право на него зарегистрировал, в размере до 5 млн рублей или в размере двойной стоимости всего объема этих товаров.
— Разумеется, что после законного производства таких товаров под названием «Симбирцит» в Ульяновском районе и в городе Ульяновске их можно продавать в любых регионах России и за рубежом — подобно тому, как это происходит с Тульскими пряниками. Главное — законность происхождения, — пояснил Максим Лабзин.
Это общий термин, обозначающий одну из многочисленных разновидностей минерала кальцита (СаСО3). Больше всего его в Ульяновской области, также он встречается в обрывах правого берега Оки в Горьковской области и в Аргентине.
Симбирцит — поделочный полупрозрачный камень желтых, красновато-коричневых, белых и зеленоватых оттенков. Это конгломерат из известняка, мергеля, пирита, ископаемой фауны, кальцита, который был образован более 80 млн лет назад. В научной литературе его нередко называют ульяновской разновидностью мраморного оникса. Цвет камня определяется количеством железа и марганца или их отсутствием.
Название «симбирцит» камню дал ульяновский геолог и палеонтолог Михаил Ефимов в 1985 году в честь прежнего названия Ульяновска. Ученый выдвинул гипотезу, что симбирцит является «произведением» нескольких геологических эпох. Симбирцит бывает жильным (он находится в пустотах мергелевых конкреций) — с полосчатым, почковидным рисунком. И аммонитовым (в пустотах древних раковин) — с прожилками пирита, гематита и ископаемого перламутра. Первое упоминание о симбирците относится к 1765 году. Подполковник А. Свечина в рапорте от 10 мая 1765 года написал, что: «…близ Симбирска на берегу Волги находятся немалой величины чёрные камни, имеющие жёлтые проросли, или жилы, которые столь прозрачны и чисты, что по шлифовке малую разницу от янтаря имеют, но… это по незнанию жителей пропадает втуне».
Напомним, в 1993 году компания «Лита» Андрея Натариуса начала добычу и изготовление изделий из симбирцита. Спустя три года предприятие получило статус народного художественного промысла Ульяновской области.
В 2017 году новый руководитель Владлена Натариус произвела ребрендинг — теперь компания называется ООО «Аммонд».
Фото: Вера Меркулова
Автор: Андрей Арсентьев
Источник: Роспатент