Эксперты «Наймикс» провели исследование и выявили тренды и риски в ритейле на 2023 год. Маркетплейсы стали необходимым и актуальным каналом, показывающим стабильный рост — 44% в 2022 году. Потребительский спрос упал на 3,4%, россияне все еще предпочитают экономить. Доля отечественных компаний в экономике неуклонно растет, а в HR идет глобальная перестройка и всеобщая цифровизация.
Ритейл сегодня занимает ключевое место в экономике. Благодаря высокому уровню конкуренции, в этой сфере постоянно применяются самые новые технологии и внедряется автоматизация. Однако за последние годы розничная торговля, как и вся экономика страны переживает структурные изменения и старается адаптироваться к турбулентным условия рынка. Ритейл сталкивается со множеством вызовов: уменьшением платежеспособной аудитории, поиском новых поставщиков, санкциями и многим другим. Расскажем о тенденциях, вызовах и дадим наши прогнозы в статье ниже.
Рынок ритейла в последние 5 лет показывал стабильный прирост в показателях — примерно по 1 триллиону рублей ежегодно. Однако темп роста замедлился: в 2017 году он находился на высоком уровне в 6,2 трлн руб., в 2020 году он опустился до 4,1 трлн руб., а в 2021-2023 годах держится на уровне около 4,5 трлн руб.
График 1. Рост рынка ритейла здесь надо поставить график по ссылке он есть
График 2. Темп роста рынка ритейла здесь надо поставить график по ссылке
Тренды и проблемы ритейла в 2023 году
● Кризис потребительского спроса
В условиях кризиса всегда меняется потребительское поведение. Социальная неопределенность заставляет людей осторожнее подходить к покупкам. Заметно снизился уровень импульсивных покупок, товары первой необходимости оказались в приоритете. Эксперты отмечают стремление к экономии и сберегательству у россиян.
Характерные изменения для тревожных времен в экономике можно наблюдать в 1 квартале 2023 года: удельный вес пищевых продуктов и табачных изделий в рознице увеличился до 49,5%, в то время как в 2022 он составлял 47,5%. Вместе с тем, доля непродовольственных товаров снизилась с 52,5% до 50,5%. Поэтому продуктовый ритейл остался в выгодном положении.
Реальный спрос населения в сфере товаров и услуг упал на 3,4%, это обусловлено не только кризисным периодом в экономике, но и падением доходов граждан. По итогам прошлого года реальные располагаемые доходы населения сократились на 1%, а в первом I квартале 2023 года выросли всего на 0,1%.
Несмотря на это, аналитики уже делают осторожные позитивные прогнозы насчет потребительского спроса на этот год. Люди понемногу начинают приходить в норму и тратить больше, но тренд на экономию всё ещё сохраняется. Ритейлеры расширяют ассортимент товаров бюджетной ценовой категории и собственных торговых марок (СТМ), потому что ключевым драйвером продаж является цена.
● Логистика и поставки
После начала СВО все российские ритейлеры испытывают сложности в логистике и поставках продукции. Пришлось искать и новых поставщиков, и новые логистические цепочки в связи с закрытием границ соседей и санкциями. Сейчас розничная торговля адаптировалась к новым рыночным условиям, многие компании наладили поставки из дружественных стран. В этом году тарифы на грузоперевозки неожиданно выросли на 20-30%. Наряду с этим остро ощущается дефицит водительского состава.
● Отечественные и иностранные бренды
Уход многих иностранных компаний оказал сильное влияние на российский рынок. В общей сложности, ушли 15 больших компаний и приостановили работу около 180. Крупные международные ритейлеры такие как: Ikea, Inditex, H&M, Adidas, Decathlon, Uniqlo и другие полностью покинули рынок, что позволило расширяться отечественным компаниям. Например, 3 уральские сети – «Золотое яблоко», «Монетка» и «Галамарт» значительно увеличили свой товарооборот и объем продаж и попали в топ 100 лучших ритейлеров в России, по данным агентства INFOLine. Аналогичным образом занимают освободившиеся места ритейлеры из всех сфер.
В фешн-ритейле набирают позиции Melon Fashion Group, «Глория Джинс», LIME, Familia, KARI, 12 Storeez. Компании открывают новые точки на местах бывших конкурентов, запускают новые линейки и увеличивают выручку. Мебельный рынок России после ухода Икеи возглавил HOFF, а универмаги Slava, Trend Island, «Телеграф» открывают больше своих торговых пространств.
Также активно входят на российский рынок компании из Турции, Азии и стран СНГ. Уже можно заметить более заметную активность китайского бренда спортивной одежды, обуви и аксессуаров ANTA, пришел казахстанский бренда премиальных сумок и аксессуаров из кожи Alex Hartung, южнокорейские бренды BONBOM, EENK, YCH и VERSO. Турецкие компании не отстают – Flo Retailing, Vestel, Fiba Group, Eroglu Holding уже присутствовали на российском рынке, и сейчас набирают обороты.
Эксперты уверены, что Россия в ближайшем будущем наладит торговые отношения с Индией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном и Ближним Востоком. Некоторые питают надежды в отношении Индии, так как эта страна имеет огромный экономический потенциал. Также стоит отметить, что уход 15 крупных компаний и приостановление работы около 180 компаний косвенно повлиял на общие темпы роста. Российские компании продолжают занимать высшие места в рейтингах — благодаря этому в дальнейшем можно ожидать позитивную динамику рынка.
● Успех онлайн-ритейлеров и дискаунтеров
Лидерами среди каналов становятся хард-дискаунтеры и онлайн-магазины, в то время как покупки в супермаркетах сократились на 35%. Маркетплейсы Wildberries и Ozon показывают высокие темпы роста за 2023 год – 93,6% и 86,4%. Предполагается, что оборот онлайн-торговли вырастет на 30–31%, достигнув 6,5 трлн руб. по итогам этого года, а доля онлайн-продаж в обороте розничной торговли России составит 14-15%.
На данный момент топ по онлайн-продажам занимают Ozon, Wildberries и Ситилинк, в совокупности их доход увеличился на 44%. Среди дискаунтеров и «магазинов у дома» наиболее успешны Fix Price и «Пятёрочка». Тренд на онлайн-покупки начался еще в 2020 с наступлением локдауна, и за 3 года он не снизился, а, наоборот, продолжает набирать популярность как у потребителей, так и у продавцов. Доля диджитала в ритейле неуклонно растет. В рейтинг по обороту за 2022 год вошли сервис экспресс-доставки товаров «Самокат», а экосистемы «Яндекс» и «Сбер» существенно увеличили свое присутствие в ритейле и стали серьезными участниками розничной отрасли. Все современные потребительские стратегии направлены на экономию, люди не хотят и не будут тратиться, рынок глобально перестраивается, и онлайн становится все более важным. Самый лучший вариант для развития бизнеса сегодня — комбинировать выход на маркетплейсы с развитием собственных сайтов, на которых можно заказать товар.
● Новые инструменты в HR
Вместе с общей цифровизацией в индустрии сфере HR тоже нужно менять свой функционал. Ритейл остается самой проблемной сферой бизнеса по уровню текучести кадров. Сотрудники выгорают, переходят в другие сферы и выбирают онлайн-работу, из-за чего компании вынуждены уделять много внимания своему штату и постоянно его восполнять. Также компании теряют сотрудников из-за сезонности рабочего персонала, обучение и подбор которого требует больших финансовых и временных вложений.
График № 3. Рост количества самозанятых поставить график из статьи по ссылке
С 2019 года в России появился новый налоговый статус — самозанятость. Ритейл одним из первых начал привлекать персонал на разовые или проектные работы. Аутсорсинг и гибкий штат помогают решать проблему нехватки рабочих рук и повышают эффективность компании. В прошлом году официально зарегистрировались 6,5 млн людей, в 2023 году количество самозанятых выросло до 7,5 млн. К концу года прогнозируют цифру в 10 млн человек. Гибкий найм становится не просто актуальным трендом рынка, но необходимостью в условиях дефицита рабочей силы.
Многие компании опасаются возможных сложностей с администрированием, документооборотом и выплатами внештатникам. Но те, кто научится управлять всем линейным персоналом в режиме «одного окна», имея для этого правильные цифровые инструменты, победит в конкурентной борьбе за кадры на рынке ритейла.
Сейчас ритейл глобально пересматривает понятие эффективности бизнеса. Изменения правил игры влияет на каждого игрока. Современные тенденции подталкивают предпринимателей осваивать новые пути в ведении бизнеса, а расширение ассортимента бюджетных товаров, переход на цифру, сотрудничество с самозанятыми актуальны, как никогда.
В условиях новой экономической реальности ритейлеры ищут решения для самых разнообразных задач: как стимулировать продажи, в каком направлении развивать бизнес, как трансформировать программы лояльности и какие финансовые инструменты поддержки спроса внедрить. Итоги первого полугодия 2023 года показывают нам, что рынок сохраняет сдержанный оптимизм и понимает необходимость внедрения изменений.
Обзор подготовлен аналитиками сервиса для самозанятых «Наймикс».
Источник: New Retai.ru