Сегодня в России насчитывается 253 общеизвестных товарных знака. Согласно Гражданскому кодексу, общеизвестным признается товарный знак, который в результате интенсивного использования стал широко известен в Российской Федерации среди потребителей (ст. 1508 ГК РФ).

Этот статус дает два основных преимущества: право на общеизвестный товарный знак действует бессрочно и охрана распространяется также на неоднородные товары, если использование другим лицом этого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы последнего.

Кроме того, приоритет на общеизвестный товарный знак можно установить ранее даты выдачи Свидетельства. Также общеизвестными могут быть признаны обозначения, которые длительное время используются в качестве товарных знаков, но не имеют правовой охраны на территории России.

Результаты опроса потребителей являются одним из ключевых доказательств. Сбор данных должен соответствовать «Рекомендациям по проведению опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации» утверждены приказом Роспатента от 1 июня 2001 года №74. В ходе опроса у опрашиваемых лиц необходимо получить ответы на вопросы:

  • известен ли опрашиваемому лицу представленный товарный знак;
  • кто является правообладателем товарного знака или изготовителем;
  • с какого времени известен товарный знак;
  • из какого источника информации получены сведения о товарном знаке.

Лаборатория социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН несколько лет подряд остается лидирующей организацией в области проведения массовых опросов по широкой известности товарных знаков. В 2022 году 70% общеизвестных товарных знаков зарегистрированы с участием исследований Лаборатории. В 2023 году исследования Лаборатории поданы в качестве доказательств и успешно приняты в 75% решений о признании товарных знаков общеизвестными. С примерами товарных знаков, получивших статус общеизвестного товарного знака, можно ознакомиться на сайте Лаборатории.

Кроме опросов потребителей, для доказательства приобретения товарными знаками широкой известности Лаборатория социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН проводит информационно-аналитический обзор (исследование информационного поля с целью получить представление об известности и репутации обозначения среди потребителей). Это полезный инструмент для наглядной демонстрации знания потребителей о заявляемом обозначении, в частности, о его правообладателе, товарах, которые под ним реализуются, об их качестве и, как следствие, о сложившейся среди потребителей репутации компании.

Также для доказательства широкой известности полезен отчёт об оценке доли рынка, занимаемой товарами под исследуемым обозначением. Особенность данного исследования заключается в том, что в отличие от стандартных маркетинговых исследований об известности и репутации бренда, с помощью опроса потребителей устанавливается уровень известности непосредственно товарного знака или обозначения, заявляемого на регистрацию. Такое исследование напрямую демонстрирует уровень известности непосредственно обозначения.

На правах рекламы.

Лаборатории социологической экспертизы
Института социологии Федерального социологического центра Российской академии наук
ИНН 7709476297

Тел: +7 495 662 97 95

E-mail: info@socexpertiza.ru

Подробная информация об услугах на сайте компании  

https://soc-expertiza.ru/?ref= LdtCKbX4m

Номер регистрации креатива в системе ЕРИР LdtCKbX4m